Посредственность, обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания

 

Что такое знания

 

Что такое определенное знание, или элемент Вашего знания? Рассмотрим это понятие с психологической точки зрения. Не вдаваясь в очередную теорию вопроса, вспомним, что любое знание может быть представлено в виде схемы, если…, то…. Таким образом, в общем случае, знание это соответствие одному элементу какого-либо множества другого элемента (или нескольких других элементов) этого же множества. То есть знания оперируют с элементами определенного множества. Например, лимон – кислый. Понятие лимон входит в множество фруктов, кислый, также входит в это множество, в виде категории всех кислых фруктов. Но именно фруктов, не кислых ягод или химических соединений, вызывающих ощущения кислоты. Таким образом, элементы нашего знания, лимон и кислый фрукт, являются элементами одного множества фруктов. Сравнивать объекты разных множеств можно, например небо – радостное. Тоже соответствие, но в большей степени аллегорическое. К знаниям не имеющее отношение.

 

 

Набор соответствий между элементами множества, всегда и намного больше, чем набор самих элементов этого множества. В целом, набор соответствий и определяет само это множество. Элемент, не имеющий какого-либо соответствия хотя бы с одним другим элементом из множества, не будет входить в это множество. Итак, что же это за элементы, о которых мы говорим. Мы рассматриваем психику, следовательно, под исследуемыми элементами мы будем подразумевать элементы психики. Что же это такое?

 

 

 

В общем случае существует три типа психических элементов. Чувственные, управляющие и идеальные. Мы рассмотрим их подробнее в другом месте. А здесь дадим краткие комментарии.

 

 

Под чувственным элементом, мы понимаем набор ощущений человека. Например, кирпич, какие ощущения он может вызвать? Его можно рассмотреть, потрогать, взвесить обмерить и прочее. То есть в психике, кирпич формируется как набор этих самых ощущений.

 

 

Управляющие элементы - наборы воздействий на изменяемые части субъекта. Например, что бы поднять руку, необходимо по нервным окончаниям, в определенной временной последовательности, передать сотни управляющих воздействий к мышцам руки, да и не только руки, плеча, туловища, шеи и так далее. И так во всем, перемещение, сердцебиение, глотание, моргание и прочее. Все это является управляющими элементами психики.

 

 

Идеальные элементы не имеют ни набора ощущений, ни набора управляющих воздействий. Они формируется как упорядоченный набор связей с чувственными и управляющими элементами. Например, мысль. Мы не можем ее ни потрогать, ни почувствовать нашими органами чувств. Но мы достаточно легко оперируем с этим элементом, поскольку имеем обширные связи данного понятия с чувственными элементами. Мысль может возбуждать, огорчать, раздражать, успокаивать и т.д.

 

 

С элементами определились. Теперь необходимо определиться со знаниями. Сложностей здесь нет. Любое знание, есть дуга соответствия одного элемента другому. Причем эта дуга направленная. Рассмотрим для примера множество прямоугольных объектов. Кирпич (как прямоугольный предмет) это всегда прямоугольник (как прямоугольная фигура), но не наоборот. Прямоугольник не всегда является кирпичом.

 

 

Таким образом, знания человека, есть ничто иное, как набор соответствий между элементами его психики. При этом один элемент является как бы входящим (соответствует “если…”), другой выходящим (соответствует “то…”). Набор самих этих элементов может и существенно отличается у разных людей, не говоря уже о наборе соответствий.

 

 

Обратим внимание, что научная мысль толкует знания в несколько ином, упрощенном виде. Знание есть система приобретенных в результате познавательной деятельности субъекта понятий о действительности. То, что это система понятий, сомнений не вызывает, а то, что о действительности... А как же религиозные знания или их нет? О какой действительности идет речь? Или еще, теория относительности Эйнштейна. Весь научный мир на ушах до сих пор стоит. Нет такой области знаний, куда бы она, эта мощнейшая система именно знаний не влезла. Но, о какой действительности, собственно говоря, идет речь. Кто ее хоть раз щупал или хотя бы применил выводы этой теории на практике?

 

 

Кроме того, научная трактовка к знаниям относит лишь понятия, приобретенные в результате познавательной деятельности. Вспоминается анекдот, "шел ежик, шел, забыл, как дышать и умер". Почему только приобретенные? А когда человек учится писать, читать, ходить, наконец, он знания получает? Навыки? Или что-то еще? Если да, то почему его способности дышать, глотать, моргать и прочее это не знание. В результате определенных травм головного мозга, могут выключаться любые способности человека и врожденные и приобретенные. В психике между ними нет различия.

Если нет, если это не знания, а скажем так умения, то что такое вообще знания? О каких понятиях, оторванных от умений или навыков идет речь? Виртуальных, оторванных от реального мира? В чем в этом случае заключается, например, знание теоремы Пифагора? В тупом запоминании виртуальных математических символов, цэ квадрат равен а квадрат плюс бэ квадрат, или же все таки в умении применять эту теорему на практике?

Собака знает и узнает своего хозяина. Лошадь знает дорогу к дому. Это знания животных или нет? Понятий в психике животного быть не может. Значит это не знания, опять же, а умения? Но в чем различие знаний и умений? Навыки (умения) это система взаимодействия с внешним миром, а знания та же система, но взаимодействия с миром внутренним? Но в этом случае, опять же, и знания и умения являются пограничными элементами между Вашим "Я" и этими двумя мирами. Они составляют систему Вашего взаимодействия с ними. То есть различия между навыками и знаниями просто нет. Они являются связанными элементами одного множества.

 

 

Таким образом, знания, это упорядоточенный набор (система) элементов психики и взаимосвязей между ними. В психике человека присутствует лишь упорядоточенное (мы уже определились, что дуги соответствий имеют направление) множество чувственных, управляющих и идеальных элементов и взаимосвязей между ними (знания субъекта). И все.


Комментарии   
# Неизвестный гость 02.10.2011 15:41
интересно : )
Ответить
Добавить комментарий