Формы деятельности человека

Психологический анализ деятельности с отчуждением результата 

Мы уже определились, что отчуждение результатов связано с искажениями личного образа человека, предусматривающими формирование виртуальных потребностей (в нашей терминологии человеческих потребностей), удовлетворение которых возможно за счет реализации некой смысловой цепочки.

Например, высшее образование. Многим, если не большинству оно нужно лишь для утверждения себя в обществе. Я с высшим образованием, не то, что некоторые. Многие ли работают затем по специальности и многие ли образованные лучше самоучек? В.И.Ленин вообще не имел высшего образования, однако весь мир на уши поставил. Какая в этом случае цель получения высшего образования? Виртуальная. Мне лично она ничего не дает, но в обществе ценится.

Таким образом, что бы закончить анализ деятельности с отчужденным результатом, нам осталось рассмотреть эти потребности и процесс их удовлетворения. Этому вопросу мы и посвятим данный выпуск рассылки.


Потребности деятельности с отчужденным результатом

Основной признак рассматриваемой деятельности это то, что результат действий человека ему лично не принадлежит. Другими словами у него нет личного образа, предполагающего какое-либо личное использование непосредственного результата его действий в будущем. Вместе с тем, добившись промежуточного результата (того самого непосредственного результата своих действий), посредством смыслового связывания человек может достичь личной цели или, по крайней мере, приблизиться к ней.

Следовательно, при реализации деятельности с отчужденным результатом, реальный результат всегда является некой ступенькой, средством или мерой достижения личного образа. Точно так же как и при реализации репродуктивной деятельности. Но психологическая основа этой ступеньки совершенно иная. При репродуктивной деятельности эта ступенька количественная, при отчуждении результата качественная.

Разве можно назвать кристаллизацией процесса целеполагания труд ученого, разрабатывающего какой-либо новый процесс, технологию, устройство или агрегат? Конечно, нет. Эта деятельность всегда осуществляется в первый раз. Она всегда реализуется в условиях неопределенности. В нашей терминологии она всегда целесообразна. Возможности и способности человека в этом случае, в рамках процесса целеполагания, задействованы на полную мощность.

Но любые действия человека активизируются его потребностями. Какие потребности могут быть в случае отчуждения результата? Раз результат действий человеку не принадлежит, он не сможет использовать его  в будущем по своему усмотрению. Как же он может добиваться чего-то, что не сможет затем использовать? Зачем тратить на это силы? Это Сизиф занимался бесполезным для себя трудом, таская камень на гору. Человек в общем случае сизифовым трудом заниматься не будет.

Мы уже знаем, что в рамках процесса целеполагания у человека формируются потребности, которые, отражаясь на картине внутреннего мира, побуждают его к действиям. Но, в случае отчуждения результата реализация таких действий не ведет к непосредственному удовлетворению вызвавших их потребностей. То есть неудовлетворенные потребности должны расти как снежный ком. Но этого не происходит. Значит, каким-то образом эти потребности удовлетворяются. Что бы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в тонкостях, а каким образом вообще с психологической точки зрения осуществляется удовлетворение потребностей?

Процесс удовлетворения потребностей

Потребность это рассогласование картин миров человека. Следовательно, удовлетворение потребности, возможно по двум направлениям. Первое, это компенсация рассогласования картин миров за счет формирования на картине внешнего мира отражения некого элемента окружающей действительности, соответствующего какому-то элементу картины внутреннего мира, вызвавшему это рассогласование. Или же формирование на картине внутреннего мира отражения некого элемента внутреннего мира, соответствующего элементу картины внешнего мира, являющемуся источником рассогласования. Нас сейчас интересует первое направление, а именно формирование потребностей деятельности с отчужденным результатом, осуществляемое из внутреннего мира.

В этом случае, для устранения рассогласования, на картине внешнего мира, должен появиться некий элемент, компенсирующий рассогласование, вызванное элементом картины внутреннего мира в процессе целеполагания. За счет чего это возможно? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос надо определиться, а откуда вообще могут появляться элементы на картине внешнего мира. Мы уже знаем, что на картине внешнего мира посредством органов чувств отражается любое внешнее воздействие на человека. Исходя из этого, возможны два пути отражения.

Первый и естественный путь это непосредственное отражение на картине внешнего мира объектов окружающей действительности. Такое отражение осуществляется посредством их чувственно-деятельного восприятия. Мы назвали это данными восприятия первого типа. В рассматриваемом нами случае, такие данные не используются, так как результат действий человека, при осуществлении деятельности с отчужденным результатом, ему не принадлежит, он не имеет к нему непосредственного доступа и не может его в полной мере воспринять чувственно.

Второй путь – отражение на картине внешнего мира виртуальных данных второй сигнальной системы. Посредством органов слуха или зрения, эти данные также отражаются на картине внешнего мира и подвергаются последующей обработке. При этом данные первого типа отражаются на чувственной, данные второго типа на виртуальной сфере этой картины. Виртуальная сфера, это сфера общераспространенных, стандартизованных единых знаний, разделяемых людьми.

Необходимо отметить, что отличие процесса обработки данных картины внешнего мира заключается только в источнике этих данных, то есть в процессе их получения. Дальнейший процесс един. Элементы картины внешнего мира отражаются на картине внутреннего мира, в терминах и определениях внутреннего мира. В случае распознавания отраженного элемента на картине внутреннего мира, управление реакцией организма на это внешнее воздействие передается образу-автомату, в противном случае во внутренний мир для анализа и выбора нетипового способа реагирования или к реакции по умолчанию.

Мы не будем рассматривать реакции по умолчанию, это специфика действий животного. Передачу управления образу-автомату мы уже рассмотрели. При целесообразной деятельности, основу осмысления составляют данные, не распознаваемые образом-автоматом (условия неопределенности), следовательно, нас интересует в первую очередь процесс передачи данных для последующей обработки во внутренний мир человека. Эти данные, отражаясь во внутреннем мире, несут реальную информацию о свойствах воплощаемого человеком объекта и его взаимосвязях с другими объектами в окружающей действительности. Анализ этих данных и их сравнение с соответствующими данными самого воплощаемого образа внутреннего мира формирует информацию для корректировки.

Как мы уже говорили, корректировка возможна как за счет изменения и подстраивания имеющихся связей образа под реалии окружающей действительности, так и за счет корректировки средств и способов достижения желаемых связей объекта в окружающей действительности, соответствующих образу. Таким образом, человек принимает решение, оставить ли полученные связи объекта в окружающей действительности в том виде как они есть, при этом учесть и изменить свой личный образ для согласования набора картин внутреннего и внешнего миров. Либо оставить анализируемые связи в том виде, как они представлены в образе, но изменить способы и средства их достижения в окружающей действительности.

Как мы уже определились, элемент картины внешнего мира, есть чувственное отражение в психике человека какой-либо связи между объектами окружающей действительности. Элемент картины внутреннего мира, есть отражения той или иной грани, образа, другими словами также некой связи между идеальными элементами психики. Следовательно, потребность, как рассогласование картин внешнего и внутреннего миров, есть несоответствие некой связи образа и соответствующей ей реальной связи между объектами в окружающей действительности.

В случае корректировки образа и приведения его в соответствии с реалиями окружающей действительности, изменяется соответствующий этому изменению отраженный элемент картины внутреннего мира. В результате такой корректировки данные между картинами синхронизируются, результатом чего является удовлетворение потребности. То есть она перестает нести раздражение в психике человека в виде рассогласования картин. Она удовлетворяется.

В случае корректировки способов и средств достижения желаемой связи в окружающей действительности, посредством новой последовательности действий, человек меняет или создает заново необходимую ему связь в окружающей действительности. После реализации новой программы он вновь анализирует отражение этой связи на картине внешнего мира на предмет ее соответствия желаемой связи в образе. В случае несоответствия человек вновь меняет способы и средства, последовательно приближаясь к желаемому. В результате таких действий человека, отражение на картине вешнего мира последовательно приближается к отражению на картине внутреннего мира, пока не начнет устраивать человека. Тем самым потребность, если так можно выразиться, рассасывается. Происходит согласование картин, и потребность также удовлетворяется.

Какой вывод мы можем сделать из анализа процесса удовлетворения потребности? Формирование потребностей происходит в результате процесса целеполагания. Это мы уже знали. Но удовлетворение потребностей осуществляется в первую очередь за счет процесса осмысления. До тех пор пока потребность не удовлетворена, человек действует, стремится ее удовлетворить, то есть синхронизировать свои картины внешнего и внутреннего миров.

Проблема деятельности с отчужденным результатом

Рассмотренные процессы сами по себе ни хороши, ни плохи. Они просто есть. И проблема не в них самих, а в том, что данные на картине внешнего мира могут появляться как на чувственной сфере (данные первого типа), так и на виртуальной (данные второго типа). При этом обмануть чувственно-деятельную сферу практически не возможно, хотя современные технологии позволяют сделать уже и это (пищевые добавки, подсластители, ароматизаторы и так далее), а в виртуальной сфере это достигается легко, в процессе воспитания или образования.

Как обмануть чувственно деятельную сферу? Если мои действия вызывают отрицательные ощущения, дискомфорт, разве я не изменю свои действия? А если в результате моих действий, мне доставляют данные об ощущениях других людей, разве я не продолжу “научный” эксперимент, даже если эти данные будут ужасающие? Все зависит от морали? Если в обществе это считается нормой, значит, продолжу, а если конвенция по правам человека это отвергла, то и я не буду продолжать опыты? А может быть просто не делать другому того, чего не пожелаешь для себя? И не надо морали, этики, конвенций, судов, законов и прочее? Зачем это общественное нагромождение? Может просто изменить воспитание? Но мы не много отвлеклись. Вернемся к нашей теме.

Теперь мы готовы рассмотреть процесс удовлетворения потребностей, в рамках деятельности человека с отчужденным результатом. Полная или частичная компенсация раздражения, возникшего от актуализированной потребности, осуществляется посредством осмысления отражения некого элемента на картине внешнего мира. Источником данных для осмысления, в случае деятельности с отчужденным результатом являются данные виртуальной сферы картины внешнего мира, так как человек не имеет непосредственного доступа к результатам своих действий. Следовательно, человек принимает решение о продолжении “опытов” для достижения желаемого результата (корректировка средств и способов) или  же о корректировке первоначального образа в интересах удовлетворения потребности на основе данных второго типа. Данных второй сигнальной системы.

Таким образом, отрыв от чувственно-деятельного восприятия, ведет к тому, что человек в своих выводах основывается не на реальных (имеющихся во внешнем мире) данных, а на основе общераспространенных данных (например, одна баба на базаре сказала). К чему это приводит? К тому, что сама по себе деятельность человека в окружающей действительности становится зависимой не от него самого и его личных желаний и устремлений, а от данных, поступающих извне (эстетика, этика, мораль, закон, указание руководителя, задание партии, “объективная” необходимость и так далее).

Все бы и не так плохо, если бы не одно но. Отрыв процесса осмысления от чувственно-деятельной сферы, ведет к тому, что человек начинает добиваться виртуальных целей, не подтверждаемых чувственными данными. Об этом мы уже говорили чуть выше. Но такие цели должен кто-то ставить, точнее в психике человека должен существовать некий образ, отражение которого на картине внутреннего мира приводило бы к постановке виртуальной личной цели. То есть такой цели, которая бы вызывала вполне конкретные действия человека в окружающей действительности и вела бы к конкретным результатам в ней, но ее удовлетворение осуществлялось бы посредством анализа не чувственных данных, а данных виртуальной сферы картины внешнего мира.

Откуда могут появиться образы, основу которых составляют виртуальные данные? Конечно из виртуальной сферы картины внешнего мира. Больше им появиться не откуда. Элемент, основанный на данных чувственной сферы, потребует и удовлетворения именно в этой сфере.

Реальные и виртуальные образы

Внутренний мир человека, как и его картины, основывается на данных чувственной и виртуальной сферы картины внешнего мира. Именно из нее он черпает основы своих психических конструкций. Это уже потом, в процессе мышления на базе полученных внешних данных, во внутреннем мире возможно появление производных объектов, непосредственно уже не связанных с отражениями на картинах, в нашей терминологии идеальных элементов психики. Но базис таких идеальных объектов, все равно будет связан с областями картины внешнего мира (элементы чувственно-деятельной сферы). Следовательно, формирование образов во внутреннем мире также основывается на данных, как первого, так и второго типа. Образы на основе чувственных данных, мы назовем реальными. Образы на основе данных второй сигнальной системы виртуальными образами.

Почему в некоторых случаях мы говорим образ, в других образы? Много ли образов в психике человека? Давайте определимся. Любой набор однотипных объектов составляет множество. Множество одно, входящих в него элементов много. Таким образом, можно рассматривать элементы множества раздельно, независимо друг от друга, а можно анализировать общие черты элементов, составляющих множество.

Точно так же и в случае образов. Можно их рассматривать раздельно. Тогда в каждом конкретно случае у человека будет актуальным какой-то один конкретный образ, отвечающий за генерацию потребностей конкретных сиюминутных действий. А можно считать, каждый такой независимый образ, отражением некой грани, области, ребра или чего-то другого объемлющего образа. И тот и другой подход имеет право на существование и не несет никакой специфической особенности в рамках рассматриваемой нами темы. Поэтому и используем мы единственное и множественное число по своему усмотрению, в каждом конкретно случае отдельно.

Так и в данном случае, мы можем говорить как о реальных и виртуальных образах в психике человека, так и о двух областях, реальной и виртуальной областях личного объемлющего образа человека. Не будем больше на этом останавливаться.

Оперирование с виртуальными данными на выходе всегда даст набор также виртуальных данных, следовательно, виртуальные цели, может ставить только образ, изначально основанный на виртуальных данных, то есть образ, сформированный человеку извне обществом. Составные элементы такого образа, формируются человеку с детства, в процессе воспитания и образования. Мы уже знаем, что это за образ. Образ-автомат. Но подошли мы к нему с другой стороны. Не со стороны генерации шаблонных потребностей, а со стороны генерации виртуальных образов.

Процесс реализации виртуального образа

Реализация деятельности с отчужденным результатом инициируется виртуальной потребностью, сформированной виртуальным образом. Чувственные данные, отражающиеся на картине внешнего мира, не могут привести к удовлетворению этой потребности. Они находятся в другой области. Это могут сделать только данные также виртуальной сферы картины внешнего мира. Отражение таких виртуальных данных на картине внешнего мира осуществляется посредством некой процедуры, определяющейся последовательностью реальных действий в окружающей действительности.

Например, защита диссертации сопровождается торжественным актом присвоения ученой степени и выдачей диплома, об окончании аспирантуры. После этого акта, человек уже КАНДИДАТ НАУК, до этого не был, а теперь есть, виртуальная цель достигнута.  Тем самым первичный образ, например анализ шипящих Ч и Щ на объем удоев молока у коров и коз в Амурской области, рассасывается, и перестает генерировать потребности, необходимых для написания диссертации (реальные цели и действия человека в окружающей действительности). Как вы думаете, диссертант действительно доил коз и анализировал объем выдаваемого ими молока J

Но какой бы не была тема диссертации, после получения корочки у диссертанта возможны два варианта развития событий. Во-первых, тема диссертации, которой человек занимался последнее время, в общем случае три года, перестает его интересовать. То есть личная виртуальная цель, которой он добивался, получение ученой степени или звания он достиг, и в дальнейшем тема диссертации его больше не интересует. Она больше не генерирует потребностей. Результат деятельности ученого, его труды, укладываются в глубокий ящик, где-то в архиве, или же тиражируется для публичного ознакомления (подготовка почвы для последующих виртуальных образов) или применения (действия других на основе виртуальных данных).

Во втором случае, тема диссертации является ступенькой, шагом на пути к следующей ступеньке. С точки зрения окружающей действительности, результаты его трудов те же, что и в первом случае. Но с точки зрения самого ученого, хотя тема диссертации также перестает интересовать его сама по себе,  она является базой, на которой возможно дальнейшее продвижение. Защитил кандидатскую диссертацию, можно думать о докторской. Отправил собаку в космос, можно подумать и об отправке человека. Таким образом, результат предыдущего шага сам по себе, человека уже больше не интересует. Его личный образ корректируется на предмет согласования картин миров, за счет изменения самого образа.

Как это происходит? За счет актуализации новых потребностей в личном образе. В случае виртуального личного образа это легко сделать. Отражение определенного набора данных второго типа на картине внешнего мира ведет к корректировке образа, посредством чего  снимается актуализация потребности предыдущего шага. Она выражается в том, что на картине внутреннего мира снимается раздражитель, побуждавший человека к действиям на предыдущем шаге, и активизируется новый элемент, который начинает побуждать человека к последующим действиям. Человек теряет интерес к результату предыдущего шага, и его можно спокойно отчуждать. Теперь человек нацелен на достижение другой цели. Образ ведь основан на виртуальных данных. Там нет ничего чувственного.

Вывод

Деятельность человека с отчужденным результатом связана с нарушениями процесса осмысления результата его действий, а именно с ориентацией человека на учет и анализ данных второго типа и игнорированием реальных данных чувственного восприятия объектов окружающей действительности. Это приводит к искажению личного образа человека и как следствие к формированию у него ложных виртуальных потребностей, удовлетворение которых не связано с непосредственными практическими результатами его деятельность в окружающей действительности.

Для удовлетворения таких потребностей необходима реализация некой смысловой цепочки, связывающей реальные и виртуальные цели деятельности человека. В общем случае, формирование этих виртуальных цепочек не зависят от самого человека, они навязываются ему извне и формируются в психике в виде образа автомата, связывающего между собой некие реальные и виртуальные данные.

Формирование такого образа-автомата приводит к установлению психологической зависимости человека от навязанных ему объектов окружающей действительности, составляющих базис виртуального пространства, в которое перемещается вся жизнь человека. Он вынужден тратить свои силы, энергию и  время на удовлетворение виртуальных потребностей, характеризующих его положение и перемещение в этом виртуальном пространстве. Происходит отрыв человека от реальности. Человек становится унифицированным элементом этого виртуального пространства. В результате он теряет свою уникальность, индивидуальность, да и саму жизнь…