Ты сам делаешь выбор, и получаешь то, что выбрал

Что такое творчество (определение)

Мы закончили рассмотрение форм деятельности, отражающих различные виды зависимости человека. У нас осталась последняя, форма, адекватно отражающая именно деятельность ЧЕЛОВЕКА. Специально напечатал слово ЧЕЛОВЕК большими буквами, потому, что только эта форма отражает человеческую сущность, его предназначение. Остальные три формы деятельности выражают ту или иную форму зависимости человека. Что бы начать рассмотрение, нам необходимо найти исходные данные. Итак, понятие творчества в современных словарях.

Я предлагаю начать рассмотрение с новейшего философского словаря. Почему, скажу чуть позже. Итак:

ТВОРЧЕСТВО - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия. Творчество способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество в природе - суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку (см. Синергетика), трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. У живых организмов творчество выступает в форме их приспособления к изменениям окружающей среды, в том числе и на уровне качественной корректировки поведенческих сценариев. Согласно К.А.Тимирязеву, процесс создания человеком разнообразных произведений искусства "в значительной мере сходен с процессом совершенствования в природе": Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового - путем перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного...

Во-первых хочется задать Вам уважаемый читатель вопрос. Вы что-нибудь поняли в этом определении? Креативность, имманентно присущая... А как Вам насчет контекста антиэнтропийного потенциала? Не говоря уж об элиминации и того, что я опустил. Честно говоря, определенности это определение не прибавило, а уж как можно это знание приложить на практике вообще не ясно. Но кое-что мы можем выудить даже и из этого "понимания" творчества.

Прежде всего, творчество способствует самосохранению и воспроизведению сущего, посредством качественных трансформаций или изменений его структур. Другими словами, вне творчества, ничего сущего в природе быть не может. Именно оно способствует сохранению и воспроизведению всего сущего. За счет чего осуществляется это сохранение. За счет качественной трансформации. Мы уже касались вопросов стабильности и устойчивости. Так вот именно творчество является гарантом устойчивости существующего миропорядка. Именно оно способствует поддержанию устойчивого состояния мира. Без него сущее просто развалилось бы на кусочки. Те самые структуры, посредством которых и осуществляется трансформация.

Вот такую скромную роль играет творческий человек в проявленном мире. Не мало, и не много. Но из всех известных нам сущностей, способностью к творчеству обладает только человек. Правда не совсем ясно, каким образом осуществляется качественная трансформация, путем перебора большого количества промежуточных вариантов? Но этот нюанс мы опускаем. Это определение творчества показала роль и место человека в структуре мироздания. И честно говоря, ни принижать, ни преувеличивать ее не хочется. Человек в этом определении стоит именно на своем месте. Но продолжим высвечивать суть творчества.

Большая советская энциклопедия

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта творчества как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.

Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия ("бывания"), а не бытия бесконечного и вечного. Созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости ("одержимости") человека к достижению высшего ("умного") созерцания мира, моментом которого и выступает творчество.

Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое творчество выступает у него, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. Итальянский философ Дж.Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории.

Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную - но в значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма). Творчество выступает как нечто родственное изобретательству.

Завершенная концепция творчества в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. "Трансцендентальное" воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.

Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и иенским романтикам (см. Романтизм), творчество, и прежде всего творчество художника и философа, - высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого Т. (Ф. и А. Шлегели и др.).

В идеалистической философии конца 19-20 вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом, если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907, рус. пер. 1909): Творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое, духовно-интеллектуальному как техническому. Рассматривая творчество культуры и истории, философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего" мира. Творческий экстаз, согласно Н. А. Бердяеву ("Смысл творчества", М., 1916), раннему М. Хайдеггеру, - наиболее адекватная форма существования (экзистенции).

В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких философских направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, творчество рассматривается с односторонне прагматичной точки зрения, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи, "Как мы мыслим", 1910). Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др.). Большинство мыслителей этого типа в своём понимании творчества ориентируются не столько на естествознание (как Дьюи, П. Бриджмен). сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), выступающую как "так называемая чистая наука". Основой творчества оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближе всего к платонизму.

Марксистское понимание творчества, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В. И. Ленина, "... не только отражает объективный мир, но и творит его".

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект Творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.


Комментарии   
# Неизвестный гость 03.09.2010 16:59
очень интересно
Ответить
# Неизвестный гость 03.09.2010 22:37
бредятина)))

----------------------------------------------------
У каждого на этот счет может быть свое мнение. Напишите лучше, увидите на сколько Ваше мнение соответствует истине :-)
Ответить
# неизвестно 24.02.2011 19:58
ерунда
Ответить
# Неизвестный гость 04.03.2011 20:57
всё что делается с удовольствием и приносит удовлетворение можно считать ТВОРЧЕСТВОМ
Ответить
# Неизвестный гость 28.03.2011 14:08
цитата: Комментарий от Неизвестный гость on 2011-03-04 20:57:58
всё что делается с удовольствием и приносит удовлетворение можно считать ТВОРЧЕСТВОМ

пить, например, курить план, жрать и т.д.
удовлетворение любых, даже самые низменных желаний (и физиологических , но они не низменные)), приносит удовлетворение и удовольствие. Творчество, ёпт.
Нет, не так:ТВОРЧЕСТВО, ЁПТ.

Для себя считаю самым подходящим определением вот это: "Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое".
А уж какое оно, как кому нравится - это дело пятое, это дело вкусов. Но в массовом продукте творчества очень мало, т.к. это обычно то, что делают все, это не качественно новое. Это определенные известные шаги для получения заведомо известного результата.
Ответить
# Неизвестный гость 07.04.2011 07:31
хрень!!!!

--------------------------------------------------

Весьма конструктивная критика, а главное очень содержательная :-)

Я думаю, Вам лучше об этом написать самим, с Вашим-то словарным запасом и глубиной мыслей :-)

Андрей Хитров
Ответить
# Неизвестный гость 22.04.2011 14:56
интересно. мне помогла статья с проектом.
Ответить
# Седова Людмила Семёновна 04.05.2011 18:46
Мне очень понравилось это опредиление!!!
Ответить
# Неизвестный гость 06.05.2011 08:44
Творчество это ни бредятина вам какая-то!!!

--------------------------------------------------

Точно в цель. Творчество это не бредятина какая-то! Творчество это... продолжите Ваше определение не бредятины.

Андрей Хитров
Ответить
# Неизвестный гость 10.11.2011 19:57
ну так ни че вроде,на урок самое то))
Ответить
# @@ЛАРА@@ 24.12.2011 07:10
Интересно, полезно. Философия - наука не для всех. Мысль должна быть оригинальной.

А обывателю, в лексике которого только слово "хрень", в философию лучше не углубляться.)))
Ответить
# actioftof 30.12.2011 15:06
да, что-то на подобии этого
Ответить
# kristina_v.87@mail.ru 06.11.2012 08:40
Здравствуйте, Андрей! Я занимаюсь проблемами развития творческого потенциала у студентов. Есть ли у Вас ещё какие-либо наработки по проблеме творчества и могли бы Вы ими поделиться. Спасибо!
Ответить
Добавить комментарий