Что такое цель
Мы не будем вводить понятий конечной и промежуточной целей. В общем случае это одно и то же. Любая промежуточная цель, является конечной на определенном этапе деятельности человека и наоборот, любая конечная цель является целью промежуточной, ступенькой на жизненном пути человека. Единственной конечной целью человека может быть только смерть. Да и то, она является лишь конечной целью его воплощения во внешнем мире в человеческом образе. В том смысле, что она все равно когда-то придет и человек больше не сможет осуществлять изменение внешнего мира прежними средствами и способами. Но к этому мы вернемся чуть позже, а сейчас остановимся на том, что понятие цели распадается на три составляющие: образ будущего, средства его достижения и способы достижения. Рассмотрим их подробнее.
Что такое образ будущего
Этому понятию посвящена практически вся рассылка. Что может означать образ будущего? Прежде всего, исходя из названия, это то, чего в реальности в настоящее время нет. Оно возможно только в будущем. То есть образ будущего, это некая область внутреннего мира (набор связанных идеальных элементов психики), отражающая некие объекты внешнего мира и взаимосвязи между ними, так или иначе, не соответствующие их текущему состоянию в окружающей действительности. То есть таких объектов во внешнем мире либо вообще нет, либо нет каких-то требуемых взаимосвязей этих объектов с другими элементами окружающей действительности.
В случае актуализации этой внутренней области (выведения ее в картину внутреннего мира), появляется расхождение между картинами внешнего и внутреннего миров. Это расхождение, как мы уже знаем, заключается в наличии набора потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на приведение этих картин в соответствие. Таким образом, формирование образа будущего, в конечном счете, есть процесс формирования набора потребностей, побуждающих человека к конкретным действиям.
Каким же образом может осуществляться формирование образа будущего? Мы можем выделить пока только два пути. Самостоятельное изменение внутреннего мира (какой-либо его области) посредством умственных действий. Этот процесс называется формированием личного образа будущего. В нем учитываются личные желания и сама личность человека.
Второй способ, это стороннее, внешнее воздействие на внутренний мир человека, с целью формирования у него новых потребностей. То есть желаний обладать тем, чего у него нет в действительности. Этот процесс называется рекламной компанией. Не удивительно, что основная концепция маркетинга в настоящее время, формирование у потребителя (вы даже и не человек, потребитель того, что Вам предлагают) таких потребностей, о которых он даже и не мечтает.
Все просто и понятно. Раз Вы не мечтаете об этом, значит этого у Вас, заведомо нет. И основной целью рекламной акции становится необходимость выработать у Вас желание обладать тем, чего у Вас нет, то есть вписать это нечто в структуру Вашего внутреннего мира и связать его там с уже имеющимися элементами. Учет нового элемента во внутреннем мире, означает появление некого виртуального пути, посредством которого возможно достижение каких-либо целей. Но отсутствие отражения этого нового элемента во внешнем мире (путь то пока виртуальный), не позволяет использовать его в окружающей действительности. Это в свою очередь ведет к формированию потребности приобретения нового элемента в мире внешнем, для его последующего использования. Теперь Вы сами будете искать возможность удовлетворения новой потребности. Тем более что Вам тут же и предлагают "оптимальный" способ ее удовлетворения.
Этот путь, мы назовем путем формирования условных рефлексов, в нашей терминологии путь животного. Почему? Потому, что Вам предлагается достичь известного результата, известным же способом. При этом не просто достичь результата, но и по возможности повторять его известным способом в дальнейшем. Вам же не предлагается изучить, проверить, нужен Вам этот элемент или нет, самостоятельно реализовать его внутренние взаимосвязи и продумать варианты использования. Нет, Вам внедряется в психику правило или условный рефлекс - "Каждый раз после еды…". А ведь последствия этого "Каждого раза", а именно планомерное уничтожение способностей организма поддерживать этот самый кислотно-щелочной баланс, для Вас умалчиваются.
Остановимся пока на том, что образ будущего, это набор идеальных элементов психики (взаимосвязанная выделенная область во внутреннем мире человека) так или иначе отличающийся от набора чувственных элементов психики, представляющих актуальную внешнюю картину мира. При актуализации образа будущего, то есть выведения его в картину внутреннего мира, формируется расхождение между ними, в виде набора определенных потребностей, побуждающих человека к действиям. При этом набор актуальных потребностей имеется всегда. Даже когда побеждает потребность в отдыхе - "глазки закрываются, мышцы расслабляются, голова опускается, дыхание углубляется, человек плавно отходит ко сну". Целый набор действий, предназначенный для согласования картин внутреннего и внешнего миров. Другой вопрос, являются ли эти потребности личными желаниями, или предложенными Вам со стороны.
В первом случае, Вы всегда можете ответить на вопрос, ЗАЧЕМ или ДЛЯ ЧЕГО Вы удовлетворяете потребность. То есть Вы заранее знаете, для чего Вам нужен результат Ваших действий. Что Вы с ним будете делать. Например, мне нужен молоток, зачем? Что бы забить гвоздь? А это зачем? Что бы повесить картину? А какой в этом смысл? Она будет радовать меня, закрывая дырку в стене. Мы пришли к тому, что молоток нужен Вам лично.
Во втором случае, вы можете ответить только на вопрос, ПОЧЕМУ Вы это делаете. Потому что мне нравится (сформированная периодическая потребность), потому что это полезно (а как Вы убедились, что это полезно), потому что так принято (а Вам то какое дело до того как это кем-то принято), потому что так велено! Вот. Это уже нужно не Вам. Это уже нужно тому, кем велено. Вы инструмент в его руках, посредством которого он добивается своих лично целей. Он добивается, не Вы.
Что такое средства достижения
Следующий шаг нашего рассмотрения - "средства достижения". Так или иначе, но именно они отделяют бесплодные мечтания от реального воплощения идеального объекта (цели) во внешнем мире.
Мы уже знаем, что во внутреннем мире существуют виртуальные объекты, не участвующие в деятельной сфере человека, то есть не побуждающие его к каким-либо действиям. Это возможно, если эти объекты не коррелированны с элементами картины внешнего мира, то есть не имеют связей с чувственно-деятельной сферой психики. Они оторваны от внешнего мира, не отражают никаких связей окружающей действительности. Эти элементы не могут участвовать в процессе воплощения целей во внешнем мире, следовательно, они и не могут быть средствами достижения цели.
Кроме того, во внешнем мире имеются объекты, не отражаемые в настоящее время в мире внутреннем. Человек не имеет представлений об этих объектах, нет у него таких понятий во внутреннем мире. Естественно такие объекты окружающей действительности также не могут побуждать человека к действиям, и они не могут являться средствами достижения.
Вывод, который мы можем сделать. Средствами достижения, могут быть только объекты, отражаемые в обоих мирах, то есть объекты, отражаемые на чувственно-деятельной сфере психики. Это объекты внешнего мира, обязательно отражаемые во внутреннем мире конкретного человека. Использование других объектов, есть ничто иное, как заклинание стихий, то есть работа с виртуальными элементами. Такая работа никогда не приведет к воплощению Вашей цели.
Итак, цель это то, чем человек не обладает в данный момент времени, но очень хочет иметь. Другими словами, этого желаемого либо нет в природе, либо человек не имеет к нему непосредственного доступа. Желаемым и в том и в другом случае он не обладает. Но, чем-то человек все-таки обладает, то есть имеет возможность непосредственного воздействия на это что-то. Вот это что-то, в общем и целом, мы и называем текущими средствами достижения цели. Другими словами, это объекты внешнего мира, к которым человек имеет непосредственный доступ и которые он в состоянии изменять по собственной воле.
В случае наличия в окружающей действительности выбранного средства, для его использования человеку необходимо лишь получить к нему доступ, возможность непосредственного воздействия на него по собственной прихоти. То есть действие человека будет направлено на приобретение уже существующего объекта окружающей действительности и его дальнейшего использования по назначению.
В случае отсутствия объекта во внешнем мире, необходимо получить доступ к элементам такого объекта, составить их в нужном порядке, получить желаемое и в дальнейшем использовать новый объект по назначению.
Таким образом, к некоторым объектам окружающей действительности человек может получить доступ непосредственно, а к другим может и не иметь его в данный момент, но в состоянии получить, посредством определенного воздействия на то, что имеет сейчас. То есть появляется последовательность шагов, на каждом из которых человек достигает какие-то промежуточные результаты, являющиеся средствами для осуществления следующего шага и, последовательно проходя по которым, он достигает желаемого.
Формирование последовательности таких шагов есть процесс планирования достижения цели (последовательность умственных действий) или другими словами программа воплощения Вашей цели. Конкретные физические действия на каждом шаге, являются непосредственными реализующимися элементами Вашей программы воплощения. Эту программу воплощения мы называем способом достижения цели. Итак:
Средства достижения цели - это совокупность предметов и явлений окружающей действительности (по большому счету объектов окружающей действительности, включающих и других людей) необходимых и достаточных для появления и существования во внешнем мире реального объекта, отражающего Ваш идеал (цель).
Что такое способ достижения
Пусть у человека есть образ желаемого будущего. Например, хочу яблоко. Вполне конкретно. У него есть некие средства. Например, яблоня в саду. Он может удовлетворить свою потребность тем, что пойдет в сад, сорвет яблоко и съест его. Он может послать сына, и когда тот принесет, съесть яблоко. Зимой он пойдет в погреб и возьмет яблоко там. Ну а если человек цивилизованный, то он заработает денег, купит себе яблоко в магазине, а затем его съест. Даже если у него есть яблоня на даче. В каждом случае, конкретным средствам, соответствуют конкретные действия человека. Другими словами своя программа реализации цели, или ее воплощения.
Таким образом, процесс формирования цели, заключается в анализе и выборе возможных средств, необходимых для достижения желаемого образа будущего (как имеющихся в настоящее время, так и тех, к которым можно получить доступ в последующем) и создании временной (во времени) последовательности действий с выбранными средствами (формирование способа достижения), приводящей к этому желаемому.
Реализация этой последовательности во времени называется экстериоризацией образа, другими словами программой воплощения виртуального желаемого образа (объект внутреннего мира) в окружающей действительности (объект внешнего мира). Сама программа при этом состоит из последовательности шагов, соответствующих определенным временным интервалам. При этом результат каждого шага (цель шага) достигается посредством одного известного, апробированного ранее действия (или фиксированной последовательности действий) с имеющимися в распоряжении средствами. Сорвать, подвинуть, сцепить, разъединить, слить и так далее. При этом результат этого известного действия с новыми средствами вовсе не очевиден.
Исходя из сказанного, цель (подцель) на каждом шаге, является средством для последующего шага. Точно так же, как и средство текущего шага, являлось целью предыдущего. Тем самым, осуществляется как бы взаимосвязь цели и средства достижения цели. Любая цель когда-то станет средством, любое средство когда-то было целью. Масштабность реализуемой идеи, заключается в том, как далеко человек может заглянуть в будущее, насколько шагов вперед он может запланировать свои действия. То, что для одного является целью, для другого может быть лишь промежуточным результатом, одним из шагов на пути к собственной цели, причем возможно и шагом в начале пути.
Способ достижения желаемого образа – временная (то есть во времени) последовательность связанных шагов, на каждом из которых осуществляется конкретное воздействие на текущие средства достижения, с заранее предполагаемыми последствиями, реализация которых должна привести к появлению и устойчивому существованию желаемого образа будущего в окружающей действительности. При этом связанность шагов заключается в единении результата/результатов предыдущего шага/шагов со средством достижения результата (цели) на шаге текущем.
Отсутствие способа достижения цели ведет к бесплодным мечтаниям, даже при наличии необходимых, а может быть и достаточных средств. Вместо конкретных действий, призванных сформировать и поддерживать цель-идею, человек углубляется в бесконечные медитации и поиски оптимальных с его точки зрения решения. Бесконечный поиск идеального варианта и откладывание начала действий на следующий день. А ведь под лежачий камень вода не течет. Когда-то надо начинать.
Резюме:
Цель это взаимосвязанная выделенная область во внутреннем мире человека, которая предопределяет новый, пока еще не существующий объект окружающей действительности, его будущие взаимосвязи с другими объектами, достаточные для его нормального функционирования и временную последовательность конкретных действий, направленных на создание условий существования объекта во внешнем мире.
При этом динамика развития взаимосвязей нового объекта с окружающей действительностью во времени отражает пошаговое использование средств достижения цели, а сама последовательность этих шагов, выбранный способ ее достижения.
Цель это результат мысленных действий человека, представляющий собой алгоритм его действий во внешнем мире, обеспечивающий воплощение личного желаемого образа в окружающей действительности. Развертывание этой программы во времени, есть последовательность конкретных физических действий, направленных на создание и поддержку нового объекта в окружающей действительности, отражающего образ цели человека. Процесс формирования нового объекта в окружающей действительности в соответствии с целевой программой называется экстериоризацией, то есть отражением идеального объекта (образа будущего цели) во внешнем мире.
RSS лента комментариев этой записи