Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но тот кто их не ищет, не находит никогда


Признаки классификации

Мы рассмотрели два классификационных признака, на основе которых сможем теперь провести классификация всех форм деятельности человека. Однако, можем ли утверждать, что предложенные признаки являются необходимыми и достаточными, то есть можем ли утверждать, что никаких других форм, с рассматриваемой нами точки зрения быть не может.


Необходимость и достаточность признаков

Вопрос достаточности дополнительного рассмотрения не требует. Признак на то и признак, что разделяет рассматриваемые явления или предметы на две половины. Именно поэтому, классификация по признакам всегда достаточна, она всегда охватывает все рассматриваемые явления или предметы. Но такая классификация может быть и бесполезной. Например, рассмотрим классификацию по признаку хвоста. Все живые существа могут быть разделены на группу хвостатых и группу бесхвостых. Признак? Конечно. Все существа охватывает? Естественно. Что дает нам такой классификационный признак? НИЧЕГО.

Именно поэтому, для полноты рассмотрения, кроме достаточности (полнота охвата всех форм), обязательно надо рассмотреть необходимость этих признаков. Другими словами, выведенные нами признаки необходимы для осуществления любой формы деятельности. Или по-другому, любая деятельность несет отпечаток этих признаков в той или иной форме.

Для этого, вспомним, что деятельность человека осуществляется посредством реализации спирали его действий, фазами которой являются: процесс формирования образа, процесс целеполагания (формирование программы воплощения образа), процесс реализации цели (непосредственное воплощение цели в окружающей действительности), процесс осмысления полученного результата. Цикл завершается процессом корректировки первоначального образа, другими словами возвратом к процессу формирования нового образа. Исходным понятием для любой деятельности является образ. Именно он определяет цели деятельности и он же подвергается корректировке посредством анализа полученного результата. Все остальные понятия являются вторичными, по отношению к образу.

Напомним также, что активность человека могут побуждать только потребности, формирующие дискомфорт от рассогласования картин внутреннего и внешнего миров. Этот дискомфорт разрешается посредством устранения потребности: либо мотивом воли, активные действия человека во внешнем мире, либо мотивом смирения, корректировка внутреннего образа. Теперь мы уже понимаем, что мотив воли есть ничто иное, как способность и действия человека, направленные на достижение своих личных целей в окружающей действительности, то есть процесс целеполагания. В свою очередь, мотив смирения есть действия направленные на корректировку внутреннего образа, то есть процесс осмысления полученного результата.

Непосредственные действия человека в окружающей действительности, есть последовательность движений человека (навыки и умения), инициируемых программой воплощения цели или образа. Вопросы формирования навыков и умений здесь мы не рассматриваем. Принимаем их как должное, то есть это есть и мы это учитываем.

Мы сможем доказать необходимость наших признаков для классификации, если объясним, к каким процессам деятельности человека они относятся, другими словами какие процессы участвуют в нашей классификации. А для этого надо рассмотреть, какие из этих процессов мы можем разбить на основе того или иного признака.


Процесс формирования (корректировки) образа

Личные цели и личные образы человека

На первый взгляд, некоторые действия человека могут показаться бесцельными, то есть не иметь первоначального образа. Например, действия человека на дискотеке. Какой может быть результат таких действий? Результат это отражения цели (образа) в окружающей действительности. Раз результата в окружающей действительности нет, значит, не было и первоначального образа, не было и соответствующей ему цели.

Но при более плотном рассмотрении, можно увидеть, что человек идет на дискотеку не просто для того, что бы подергаться в такт музыки и убить свободное время, а получить некое внутреннее удовольствие от музыки, тусовки, самого процесса движения, общения и так далее. Следовательно, потребность получения этих ощущений у него была, и был некий личный образ, которому эта потребность соответствовала, и своими действиями на дискотеке, человек удовлетворил эту потребность. Мы не будем рассматривать сейчас вопрос возникновения у него такой потребности. Мы говорим о его конкретных действиях на дискотеке.

Его личный образ и соответствующая этому образу цель в этом случае, если так можно выразиться “получение кайфу”, а никак не бесцельное убиение времени. С точки зрения общества, его действия может быть и бесцельны. Но с точки зрения самого человека, его личная цель вполне конкретна. И результат тоже. Отдых.

Другой пример, рабочий у станка. Его цель на первый взгляд конкретна. Столько-то, того-то, к такому-то времени. Но где результат его действий? Что имеет он в конце смены? Гору болванок? Зарплату через месяц? Трудодень? Отметка в чек-листе или 300 рублей за день? Когда я выращиваю капусту, я получаю капусту, когда шью сапоги, на выходе имею сапоги, рисую  картины, картина моя. А что же в случае рабочего? Болванки я не получаю. Они мне не принадлежат. Они отчуждаются от меня. То есть непосредственный результат моих действий мне не принадлежит.

Как труд Сизифа. Изготовил к концу рабочего дня 100 болванок, утром приходит, а их опять нет. Опять все сначала начинать надо. И так каждый день. Разве действия рабочего с его личной точки зрения не бесцельны в этом случае? Конечно, нет. Не было бы цели, не было бы и самого действия. Другой вопрос, какова была реальная цель действий рабочего. Каков был его личный образ в этом случае и его личная, истинная цель, побудившая его к действиям и которую он, в конце концов, достиг в конце трудового дня. Поскольку если бы он своей личной цели не достиг, он не вышел бы на следующий день на работу и не стал бы повторять бесполезные действия.

При этом надо учитывать, что сами по себе действия рабочего в общем случае ему не нравятся, ведь он ходит на проклятую работу, от которой готов убежать в любое время под любым предлогом. Зачем он это делает? Для того, что бы… получить зарплату? Вовсе нет. Зарплату он получит в любом случае. Вопрос какую? По больше или поменьше? Вот и разрабатывают для него мотивационную программу. Поэтому работает он с целью избежать депремирования. А норма его выработки, это количественный показатель результата, его оценка.

Избегание депремирования в этом случае, если так можно выразиться, личная цель рабочего. Проверить элементарно. Предложите наемному работнику взять денек на отдых с сохранением зарплаты. Многие откажутся? А если без сохранения? Даже мысленный эксперимент даст подтверждение нашего вывода. Результат действий наемного работника сам по себе лично ему не нужен. Ему нужно норма выработки, на основе которой он и получит свои кровные, заработанные.

Какой образ может сгенерировать такую цель? Образ человека, психика которого ограничена рамками производственного процесса, образ маленького винтика, элемента некого объемлющего процесса, лично от человека не зависящего. Такой человек не видит другой, даже потенциальной, возможности выживания в окружающей действительности. Мне не нравится то, что я делаю, но разве можно в этом мире жить иначе?

Еще примеры, Рабы. За свою работу они получают только похлебку. Разве это цель? Но разве ради нее они вкалывают на плантациях? Они работают для того, что бы избежать смерти, но не ради получения похлебки.

Можно поупражняться еще и привести другие примеры, на первый взгляд бесцельных действий. Но в каждом из них мы сможем найти личную цель и личный образ, которому она соответствует. Повторим это, любой человек, сможет найти личную цель в любых своих действиях. Бесцельных действий, не связанных с личным образом человека, быть не может. В каждом своем действии, человек заинтересован лично. Другой вопрос, каков этот личный образ и как он связан с рассматриваемыми нами формами деятельности.

Для нас, как представителей современного общества, понятие цели ближе, чем понятие образа, посему и рассмотрение мы начнем  с них, с наших родных личных целей. Все личные цели человека можно разбить на две большие группы. А именно цели, направленные на “получение результата”, и цели направленные на “избегание результата”.


Цели получения результата

В этом случае действия человека направлены на то, что бы получить результат и использовать его в своих последующих действиях. Здесь все понятно. У меня есть сформированный внутренний образ чего-то конкретного, чего пока нет в действительности, и я ищу способы и средства воплощения этого внутреннего образа. Личного потому, что после получения результата, я смогу лично его использовать по своему усмотрению. Собственно говоря, для того я этого результата и добиваюсь.

Естественно, что цели, направленные на получение желаемого результата человек ставит себе “самостоятельно”. В кавычки мы взяли потому, что цель может лишь восприниматься как поставленная самостоятельно. На самом деле она может быть внедрена в психику извне, посредством той или иной маркетинговой компании. Но в любом случае, генератором этой цели является личный образ (пусть даже и откорректированный обществом). Такая цель всегда соответствует личному образу.

Достигая цель человек, получает конкретный личный результат. В дальнейшем этот результат будет использоваться им как средство для достижения последующих целей. Достигать результат, который человеку не нужен, в этом случае он не будет. Не курю я, не нужны мне сигареты. Для чего мне предпринимать действия, направленные на приобретение пачки сигарет?

Цели, генератором которых является личный образ человека, мы назовем личными целями. Они всегда сущностны, они всегда нужны лично мне, не обществу, не сирым и убогим, не государству, маме, папе и так далее. ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ НУЖНЫ ЛИЧНО МНЕ.

Человека, направленного на достижение личных целей, мы назовем хозяином судьбы. Он сам ставит себе цели, достигает их, изменяет окружающий мир по своему усмотрению, владеет своей судьбой. Активным элементом в паре человек-ситуация является человек.


Цели избегания результата

В этом случае действия человека направлены на то, что бы не допустить появление результата в будущем. Например, ребенок выполняет не желательные для него действия, с целью избежать наказания родителей. Даром ему не нужны ни посуда, ни полы, ни грядки, ни уроки. И наказание ему не нужно. Желание избежать его превышает не желание выполнять не нужные ему лично действия.

Таким образом, результат действий человека направлен на предотвращение появления стороннего для него события. Оно навязывается ему извне, как надвигающееся цунами, и человек вынужден предпринимать действия, направленные на его избегание. То есть он действует не потому, что это надо лично ему, а потому, что это надо кому-то. Скрытая форма зависимости. Если человек не будет копошиться, нежелательный результат (последствия надвигающегося события) обязательно появится. Действия человека направлены на достижение сторонней, навязываемой ему извне цели, а именно предотвращение появления нежелательного результата. То есть его действия направлены на приспособление к меняющейся ситуации. Это внешние цели, навязываемые человеку окружающей действительностью.

Человека ориентированного на достижение внешних целей, мы назовем рабом судьбы. Человек в этом случае не оказывает влияние на внешний мир, он лишь приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей действительности. Активным элементом в паре человек-ситуация в этом случае является ситуация.

В результате действий, направленных на избегание результата, во внешнем мире могут получаться некие промежуточные результаты, например тонны силоса, которые человека непосредственно не интересуют, так как они не являются его личной целью. Личная цель в этом случае может быть, как мы уже говорили, например, избегание депремирования, а норма выработки будет являться количественным показателем, на основе которого возможно наступление этого стороннего события. Никак не сам силос. Мы опускаем частный случай воровства, так как это не приветствуется обществом, и, кстати, также предупреждается страхом наказания. Не воспитания, а именно наказания. Все воспитание заключается в одной фразе “тебя посодють, а ты не воруй”. То есть вновь ориентир на цель избегания попадания в тюрьму.

Резюме. Любые действия человека, всегда связаны с одной или несколькими личными целями. В свою очередь, личные цели могут быть направлены на получение конкретного желаемого результата в будущем или на избегание, также конкретного, но не желаемого результата. В чем их отличие? Желаемый результат предыдущего действия способствует достижению результата на шаге текущем. Не желаемый результат предыдущего шага мешает достижению человеком цели на текущем шаге. Таким образом, что бы оценить, является ли результат текущего шага желаемым или нет, необходимо видеть перспективу, точнее цель следующего шага.


Активность человека – активность среды

Мы уже знаем, что любые действия человека связаны с наличием личной цели. Откуда они появляются? Только и исключительно из личного образа. Ни откуда из другого места, личные цели появиться не могут. Отражение некой взаимосвязи личного образа на картину внутреннего мира и есть процесс целеполагания. Результатом этого процесса является появление на картине внутреннего мира некоего элемента, отсутствующего на картине внешнего мира. Таким образом, появляется рассогласование картин внутреннего и внешнего миров, которое мы называем потребностью. Устранение этого рассогласования осуществляется за счет неких предпринимаемых человеком действий, либо во внешнем мире (мотив воли, программа воплощения цели), либо во внутреннем мире (мотив смирения, корректировка первоначального образа). То есть первичным побудителем действий человека является его личный образ.

Но человек живет во внешней среде, которая также может преподнести ему сюрпризы. На картине внешнего мира также может появиться элемент, отсутствующий на картине внутреннего мира. Тем самым также появится рассогласование, и потребность в его устранении. В этом случае человек, как и в первом случае, может задействовать мотив воли или мотив смирения. Следовательно, среда (окружающая действительность) является таким же активным субъектом, как и человек? На первый взгляд этот вывод кажется вполне обоснованным. Но это не совсем так. Точнее совсем не так.

Среда сама по себе на человека воздействовать не может. Она может воздействовать только на его картину внешнего мира, то есть набор получаемых человеком ощущений. Владельцем картины внешнего мира является сам человек. И уже он сам, по своей воле, может переместить себя и соответственно свою картину внешнего мира из одного места окружающей действительности в другое. Подчеркнем это. По своей воле. Изменив точку присутствия, человек изменяет и отражение внешнего мира на своей картине. Скажем так, поворачивая зеркальце, он может добиться получения на нем отражения, удовлетворяющего его в полном объеме. Среда этого сделать не может, в этом отношении она статична. Хотя она и может реагировать непредсказуемым образом на действия человека. Но непредсказуемая реакция среды это в первую очередь опять же недоработка человека, вызвавшего эту реакцию.

Таким образом, мы можем сделать вывод. Человек, посредством своей воли, перемещается в окружающей среде и соответственно своему перемещению, именно он изменяет отражение среды на свой картине внешнего мира. Среда воспринимается человеком лишь как параметр, который необходимо учитывать в своих действиях. Не картина меняется сама по себе, а человек изменяет ее своими действиями. Не может человек попасть в ДТП, если он проживает в местности, где нет автомобилей. Не может человек замерзнуть, если он проживает на экваторе. Нельзя человеку поставить задачу, если он от тебя не зависит. Только если человек сам поставит себя в зависимость от окружающей действительности, она сможет оказывать на него влияние. В противном случае, активным субъектом всегда будет сам человек. И именно он, а не среда, выбирает риски, в условиях которых он живет, и которые должен учитывать. А вот хорошо или плохо он их учитывает, вопрос к каждому человеку конкретно. Пусть он сам, на основе своего жизненного опыта и отвечает.


Необходимость классификационных признаков

Мы разобрались, что действий вне личных образов у человека быть не может. Следовательно, проводить классификацию по различным образам не целесообразно. Человек всегда чего-то хочет. У него всегда есть личный образ. Даже если он и не осознает его. Образы есть у любой формы деятельности и их градация не даст нам ничего нового.

Процесс воплощения также тривиален. Навыки и умения характерны для любой формы деятельности человека. Трудно представить себе человека, который бы все свои действия осуществлял исключительно в первый раз. Последовательность этих действий может быть и уникальной, но сами по себе действия всегда типовые. То есть непосредственно процесс воплощения цели в окружающей действительности также прозрачен и не требует дополнительных разбиений (классификации). Это последовательность отработанных действий и движений. И ничего более.

Что же нам остается? То, что связывает процессы формирования образов и конкретных действий человека в окружающей действительности. А именно процессы целеполагания и осмысления. Именно здесь и лежит наша классификация. Именно к этим процессам и относятся наши классификационные признаки. Два процесса – два признака. Каждый признак разбивает соответствующий ему процесс на два характерных, как и положено признаку противоположных, поля действий человека.


Классификационный признак на основе процесса целеполагания

На входе процесса целеполагания всегда находится какой-либо образ, поддерживающий активность человека. Активность, есть ничто иное, как удовлетворение потребностей человека. Таким образом, сам по себе образ есть согласованная совокупность потребностей человека, побуждающих его к действиям. Не  будем вновь углубляться в теорию и доказывать, что других действий, не инстинктивных движений, а именно осмысленных действий у человека быть не может.

Образ в свою очередь состоит из набора внутренних (отражение внутренней структуры объекта) и внешних взаимосвязей между элементами внутреннего мира, некого будущего объекта. Эти взаимосвязи отражают возможные будущие реальные связи в окружающей действительности. Так или иначе, но образ обязательно должен иметь некие взаимосвязи и с самим человеком, формирующим этот образ. Процесс формирования образа это также определенные действия человека, побуждающиеся его потребностями. Следовательно, сам по себе процесс формирования образа уже должен отражать некую потребность человека. Отсюда мы делаем вывод, образ в отрыве от самого человека существовать не может. Ему просто не откуда взяться.

Рассмотрим теперь, каким образом цели связаны с образами. Мы уже отметили, что образ отражает набор будущих взаимосвязей между объектами окружающей действительности, которых в настоящее время не существует, или они представлены в виде, не устраивающем человека, формирующего образ. При этом внутренние и внешние связи отличаются только со стороны самого будущего объекта. Внутренние связи связывают тотально элементы непосредственно входящие в будущий цельный объект (по мнению формирующего образ человека) и не имеют связей, с другими объектами окружающей действительности. Внешние связи связывают новый объект с другими объектами окружающей действительности, по мнению человека, не входящими в новый формируемый объект. С точки зрения самой окружающей действительности, будущий объект является ее встроенным элементом и соответственно имеет только внутренние связи.

Итак, образ как набор будущих взаимосвязей всегда существует только виртуально, в психике человека. В окружающей действительности отражения этих взаимосвязей пока нет. Следовательно, цель есть ничто иное, как попытка человека, сформировать определенную неким образом связь в окружающей действительности. Другими словами цель, это попытка отразить связь, соответствующую некоему образу, в окружающей действительности. При этом на начальном этапе программы воплощения образа, это попытка сформировать связь двух ранее не связанных объектов окружающей действительности.

Например, Я хочу купить автомобиль. У меня появляется образ, Я сидящий на водительском кресле собственного авто, едущий куда мне захочется. Отражение образа на картине внутреннего мира формирует потребность. Начинаю поиск ее удовлетворения. Анализ показывает, что имеющихся денег явно не хватает, но у меня есть яблоневый сад. Яблоки валяются под яблоней, ящики находятся на складе. Что бы сделать попытку покупки автомобиля необходимо осуществить ряд действий (программа воплощения образа), а именно, приехать на склад, взять в аренду ящики, подвести их к яблоневому саду, сложить яблоки в ящики, отвести на рынок, продать, получить деньги, купить на них то, что хотелось.

В совокупности все действия входящие в эту программу будут соответствовать моему первичному образу. То есть само действие, например сбор яблок, к автомобилю никакого непосредственного отношения не имеет, но является ступенькой к достижению моего желаемого образа. То есть я сам себе ставлю цель, собрать яблоки в таком-то количестве, такого-то качества, в такую-то тару, к такому-то времени. Я знаю, что, где и для чего. Эта промежуточная цель абсолютно понятна для меня и ее не достижение ведет к не достижению моего личного желаемого образа. То есть я пострадаю лично. В этой связи это конкретное действие целесообразно. Более того, не только это действие, но и вся последовательность действий, приведшая меня к конкретному результату, покупке автомобиля, будет целесообразной. То есть соответствовать моему первичному образу, побудившему это действие.

А будет ли действие по сбору яблок целесообразным в отрыве от моего образа? Например, действия колхозника, собирающего яблоки? В общем случае да, у колхозника тоже может быть образ, в котором бригадир отмечает ему лично трудодень, и личной целью его действий было получение именно этой галочки. То есть колхозник получает личное моральное и эстетическое наслаждение от процесса получения галочки. Но это в общем случае. Рассматривая конкретно, зачем колхознику лично этот трудодень нужен? Что он с ним делать будет? Для чего в дальнейшем он его будет использовать. Если ему трудодень не нужен лично, не будет он работать под солнцем на сборе яблок. Но к этому мы вернемся чуть позже, а пока зададимся вопросом.

Может ли само по себе действие по сбору яблок, в отрыве от программы воплощения, быть целесообразным? Может ли оно соответствовать некому образу? Нет. Потому, что сама по себе гора наполненных ящиков не соответствует никакому моему личному образу. Не нужна она мне. Нет у меня такой потребности. Яблоком я могу удовлетворить чувство голода, а с горой ящиков ничего сделать не могу. Но в случае, например, колхозника, ящики есть. Значит, действие было. Какое это действие? Целенаправленное. То есть действие, направленное на получение конкретного результата, или по-другому на достижение конкретной цели. Как мы уже говорили, столько-то, того-то, к такому-то времени.

Сам по себе сбор яблок также является совокупностью действий, взять ящик, поднести к дереву, отобрать яблоки, аккуратно сложить их в ящик, отнести ящик в указанное место и так далее. Так или иначе, это тоже деятельность, но сама по себе она не целесообразна, не соответствует никакому моему внутреннему (личному) образу. Это целенаправленная деятельность.

Что означает целенаправленная, - направленная на достижение цели. То есть деятельность, в результате которой результат должен быть гарантировано достигнут. Это отработанная технология достижения результата, проверенная временем. Сбои разрешаются в ходе реализации технологии. Что бы не произошло, процесс будет откорректирован и результат гарантировано будет достигнут. Иначе быть не может. Иначе не возможно было бы вообще поставить цель.

Что в этом ракурсе означает целесообразная деятельность? Только то, что действия соответствуют некому первичному образу. Никакого конкретного результата никто не гарантирует. Это действие осуществляется всегда в первый раз. Этих связей, взаимосвязей раньше не было. То, что другие продавали яблоки и покупали на вырученные деньги автомобиль, ничего не значит. Я то это делаю в первый раз.

А деятельность художника, писателя, ученого, она какова? Это также целесообразная деятельность. Все делается в первый раз. Результата действий никто не гарантирует. Он, этот результат, может потрясет мир, а может отправится в утиль. Это в первую очередь не определенность и действия человека в условиях неопределенности.

В этом и заключается отличие целесообразной и целенаправленной деятельности. Неопределенность и предопределенность, неизвестность и гарантия, первый раз и многократное повторение, эксперимент и шаблон.

Может ли целесообразная деятельность входить элементом, как некое действие, в последовательность целенаправленной деятельности. Конечно, нет. Гарантии достижения цели не будет. А целенаправленная деятельность может входить в цепочку целесообразных действий? Безусловно. Никто не мешает Вам для воплощения своего образа использовать накопленный Вами опыт. Таким образом, деятельность человека это всегда эксперимент, но элементами этого эксперимента, могут и являются целенаправленные действия, выработанные человеком в ходе его жизненного опыта.

Целесообразная деятельность, достигшая необходимого результата, может стать целенаправленной деятельностью и использоваться человеком в дальнейшем. Это будет его личный жизненный опыт. Тем самым осуществляется взаимосвязь целесообразных и целенаправленных действий.

Какой классификационный признак относится к этому процессу? Не стоит труда определить - это признак репродуктивной деятельности. Но к ее анализу мы вернемся чуть позже. А сейчас пойдем дальше.


Классификационный признак на основе процесса осмысления

Мы уже знаем, что процесс осмысления аналогичен процессу целеполагания, но направлен в обратную сторону, от конкретного результата, полученного в ходе действий человека, к первичному образу, точнее к его корректировке. Исходя из  этого, в процессе осмысления мы также можем выделить два вида действий, соответствующих целенаправленным и целесообразным действиям процесса целеполагания.

Что означает осмысление? Анализ полученных данных. С анализом все ясно, а вот какие данные мы осмысливаем? Данные о результате моих действий, полученные от… От чего? Откуда могут появиться эти данные?

Разберемся сначала с вопросом, что это вообще за данные. В случае целесообразной деятельности, при реализации процесса целеполагания, исходное состояние описывается данными, отражающими возможные будущие (прогнозные) связи нового объекта окружающей действительности, полученные из сформированного человеком личного образа будущего. Скажем так, это первый тип исходных данных, это данные генерируемые первичным образом, транслируемые на картину внутреннего мира. При реализации целенаправленной деятельности, исходными данными являются данные постановки цели. К такому-то времени, в таком-то месте, используя то-то, сделать это, в таком-то количестве. Назовем это вторым типом данных, или внешними (по отношению к личному образу человека) данными.

При реализации процесса осмысления, мы также можем выделить два аналогичных типа данных. Первый из них заключается в учете данных о результатах его  действий, полученных человеком непосредственно от его органов чувств. Это данные картины внешнего мира. Это его личные данные, полученные им самим. Второй тип данных – данные, полученные от второй сигнальной системы. То есть данные, отражающие результаты экспериментов других людей, формализованные и утвержденные в обществе. Это внешние по отношению к человеку и к его личному восприятию результата данные.

Мы определились, что исходные данные для процесса осмысления могут быть двух типов. Получение первого типа данных возможно только в случае получения непосредственного доступа к результатам своих действий. Если доступа к результатам у Вас нет, Вы не сможете их получить, и будете анализировать только данные второго типа. То есть внешние данные, полученные Вами извне, не проверенные лично, но общепринятые.

Как и при реализации процесса целеполагания, первый тип данных характеризует Ваше личное отношение к результату Вашего же действия. Не будете же Вы проводить над собой эксперименты (хотя и такие случаи бывали), аналогичные опытам над людьми, например, в концлагерях фашистской Германии. Себя Вы любите, и вреда себе точно не пожелаете. На других, в принципе, можно. Провести эксперимент, и получить данные о том, что они будут испытывать, и учесть эти данные в своих дальнейших действиях.

Испытали бы создатели ядерной бомбы или хотя бы напалма результаты своих действий лично на себе. Не думаю, что пожелали бы продолжать свои эксперименты. Не возможно создать что-то новое, полезное в окружающей действительности, не испытав это прежде всего на себе. То есть, не ощутив, не прочувствовав результаты своих творений на себе лично. То есть, не испытав этот результат лично, как элемент своей картины внешнего мира.

Именно переориентация на данные второго типа, привела человека к той черте, за которой не видно уже существования самого человека. Дальше, что называется, уже не куда. Там небытие.

Но это вывод, что называется, на лицо. Он важен, но для нашего рассмотрения не очень интересен. Нам важнее другое. Ориентация на внешние, не проверенные лично данные, ведет к кристаллизации самого процесса осмысления. Вы, как и любой другой человека принимаете к учету стандартизованные, общепринятые данные. Другими словами унифицируется сам процесс мышления. В процессе личного анализа используются типовые, общераспространенные внешние данные, данные может быть даже никем и не проверенные. Да и сам процесс анализа принимает четкие, достаточно определенные рамки и состоит из фиксированных методов и способов, опять же единых для любого представителя общества. Таким образом, процесс осмысления принимает типовые шаблонные рамки, по которым полученную информацию анализируют одинаково все. Как у Райкина, - “Я, как и все мои товарищи…”.

Таким образом, ориентация на второй тип данных ведет к кристаллизации и шаблонности процесса осмысления и как следствие вообще мышления. Само по себе индивидуальное мышление, принимает общие, единые для всех формы и шаблоны. Гельштаты в немецкой психологии.

Шаблоны и штампы, как мы уже знаем, важны и необходимы для деятельности человека, но ориентация на них, ведет к оживотновлению человека, если так можно выразиться. Простите меня за столь корявое слово, но другого пока придумать не смог.

Какому классификационному признаку соответствуют эти две области интеллектуальных действий человека? Признаку отчуждения результата своих действий. Если результат мне лично не принадлежит, я не могу получить для осмысления данные первого типа. Только второго. Одна баба на базаре сказала, что благодаря оружию массового поражения, на земле воцарился мир и покой. Ну и как Вам жить в таком мирном мире L


Резюме

Предложенные признаки классификации являются необходимыми и достаточными для анализа деятельности человека. Любая деятельность человека может быть отнесена к одной из четырех предлагаемых форм. Вне этих форм, деятельности человека быть не может. Какие это формы:

 

1.   Репродуктивная деятельность с отчужденным результатом.

2.   Репродуктивная деятельность с присвоенным результатом.

3.   Продуктивная деятельность с отчужденным результатом.

4.   Продуктивная деятельность с присвоенным результатом.

 


Комментарии   
# NoioN 07.11.2011 07:45
Похоже на очепятку, Гельштаты вместо Гештальты в психологии.
Ответить
Добавить комментарий