Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди

Человек и радость

 

Думаю искать корни, связывающие чувство радости с такими понятиями как беда, горе, скорбь не самый лучший вариант поиска самой радости. Мы провели эти параллели только для того, что бы показать, что эти корни есть. И уж если они нашли отражение в афоризмах, выражающих обобщенные мысли людей в лаконичной форме, можно говорить о достаточно широком их распространении в обществе. Другими словами, мы сами себе, используя авторитет общества, запрещаем радоваться.

Осознав это, на пути поиска радости, надо отвергнуть эти положения, разделить и отделить в психике эти понятия. Я не буду этим заниматься в рассылке. Пусть каждый сам найдет себе способ такого разделения. Я показал эти корни, а Вы сами решайте, оставлять их себе или избавляться от них. Мы же пойдем дальше.

Повторимся, мы высветили психические основы того, что нам мешает найти радость. Но эти знания не приблизили пока нас к самому ощущению радости. Мы не смогли найти те самые кирпичики, из которых это понятие и соответствующие ощущения складываются. Что бы как-то приблизится к этому пониманию, необходимо найти корни, которые не отдаляют, а приближают к нему. Где их искать? Там же. В афоризмах. И продолжить поиск предлагаю с области, связывающей понятия радости с самим человеком.

В этой области мы можем выделить, на мой взгляд, несколько направлений. Первое направление выражается вот такими афоризмами:

Человека характеризует не столько то, во что он верит, сколько то, что является для него источником радости

Илья Шевелев

Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется.

Рабиндранат Тагор

Итак, человека характеризует не то, во что он верит и даже не те знания, которыми он обладает, а то чему он радуется. Каждый человек во что-то верит, каждый человек на что-то надеется. Вера выражает его устремленность, надежда характеризуется пережитым опытом и его знаниями. Но ни вера, ни надежда, не характеризуют самого человека. Его характеризуют личные источники радости.

Неужели Вера не накладывает отпечаток на человека? Все христиане верят в единого любящего Бога. Основу этой религии составляет любовь и жертвование во имя любви к ближнему. Но разве все христиане в этом едины? Все они характеризуются и характеризовались одинаково?

Разве не во имя любви и смирения, святая инквизиция сжигала людей? А истинно верующий христианин президент США, во имя свободной демократии, не разрушает ли целые страны, и не подвергает страданиям целые народы? А чистые в своих помыслах священники не отрицают ли от своей паствы миллионы людей, выбравших себе образы, отличные от образов, предлагаемых церковью? Не Богом, а именно церковью. Вера одна, но действия... И Вы думаете, что-нибудь изменится в будущем? Сомневаюсь.

Примерно то же самое, можно говорить и о знаниях. Наши доблестные школы и ВУЗы (к иностранным учебным заведениям это относится в еще большей степени) готовят всех общечеловеков по единым нормам и стандартам. Все выпускники получают один единый для всех набор навыков и знаний. Но разве кто-нибудь сможет утверждать, что все выпускники какого-либо заведения характеризуются одинаково? Действуют одинаково, радуются одним и тем же явлениям, выражают одинаково свое отношение к тем или иным событиям? Конечно, нет. Никто индивидуальность, характеризующую человека пока не отменял. А индивидуальность, похоже, заключается вовсе не в источниках знаний.

Хотя конечно и вера и знания накладывают определенный отпечаток на человека, его индивидуальность видимо характеризуется чем-то другим. Исходя из предложенных афоризмов, индивидуальность человека характеризуется источниками его личной радости. И примеров подтверждающих этот вывод можно привести множество.

Террористы смертники, во имя справедливого бога уничтожают и подвергают страданиям свои жертвы, никак не связанные с самими террористами. Ну, где же тут справедливость. Кто скажет, что среди них не верующие люди? А кто осмелится утверждать, что среди них нет людей с высшим образованием? Конечно, среди них могут быть садисты, получающие наслаждение от причинения страданий другим. Но это исключение. В общем случае изуверские действия прикрываются благими намерениями, которых добивается террористическая организация. Террорист не преследует свои личные цели. Не добивается своими действиями чего-то для себя лично. Нет, он преследует интересы своей группы.

Неверующие атеисты коммунисты, верящие только в идеалы коммунизма,  во имя этого светлого будущего для других (даже не для себя), жертвовали своими жизнями без страха и упрека и с воодушевлением переносили самые жестокие и тяжелые испытания. Они что, все были мазохистами? И кто скажет, что среди них не было ни безграмотных, ни весьма образованных? И те и другие шли по жизни рука об руку. И если уж и радовались они чему-то, то ни их вера, ни их знания, к этому отношения не имели. И то и другое привязывало их к группе коммунистов. Но индивидуальности не прибавляло. "Я, как и все мои товарищи...".

Да и сейчас, во имя раскрытия нежных душ наших детей, не мы ли загоняем их в жесткие и жестокие рамки современной цивилизации, и ни мы ли калечим их души, их будущие жизни? Или мы все потеряли веру в любовь? Или мы не знаем, что жизнь в городе вредна для здоровья, а шести часовые сидения в школе травмируют не только осанку, но и психику ребенка, которому по возрасту положены активные движения в течение дня? Здесь так же проявляется Ваша индивидуальность? Или же мы действуем так, потому что ТАК ДЕЛАЮТ ВСЕ?

Оглянитесь вокруг. Ни счесть числа всевозможных пророков и учителей, несущих истинные знания и дающих истинную Веру. За ними идут миллионы. У всех у них различны и знания и вера, но по удивительной случайности действия большинства людей, различных вероисповеданий и профессиональных групп аналогичны. Разве нет? Спортивный азарт, шоппинг, телевизор, казино и прочие развлечения...

По будням: дом, толкучка, работа, толкучка, дом, телевизор. Затем повторение. По выходным: дом, толкучка, шоппинг, толкучка, дом, телевизор.

Нет, ни вера, ни надежда не характеризуют индивидуальность человека. Нельзя его охарактеризовать, основываясь только на этих понятиях. Эти понятия характеризуют человека лишь как носителя интересов той или иной группы. Вера выражает положения, в которые верят представители той или иной группы людей по интересам. Надежда характеризует накопленный человеком опыт, относящий его к представителям той или иной профессиональной группы. И не более того.

Уникальности и индивидуальности привязка к группе не несет. И хотя и вера, и надежда у различных представителей одной группы может существенно различаться по своему уровню, костяк этих представлений у всех представителей группы будет один и тот же.

Все знают, эффект толпы ослепляет. Но мало кто догадывается, что этот эффект действует не только в толпе, но и в любой другой группе. Индивидуальность человека растворяется в ней. Полностью или частично зависит от самого человека. Но в полной мере уникальность может проявиться, только вне группы. А как мы определились, именно уникальность человека характеризует источники его радости.

Но как тогда относиться к таким афоризмам:

Человек может претендовать на радость и счастье лишь в той мере, в какой он дает их другим.

Фейхтерслебен

Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом. 

Жан Поль Сартр

Эти афоризмы однозначно привязывают личное чувство радости к другим людям. Подумайте на досуге над этим вопросом. У меня ответ есть, но может быть у кого-то он будет сформулирован более красиво. А мы пока продолжим и сделаем промежуточный вывод.

Источники радости необходимо искать в личной уникальности. Бессмысленно их искать в своем прошлом (наши надежды), будущем (наша вера) и в своем настоящем (наше окружение). Там нет радости, по крайней мере, сейчас. Ее нет в том, что мы имели, чего добивались, чьи интересы отстаивали. Ее нет и в том, что существует пока только в воображении, чего нет в реальности. Но ее нет и в настоящем, в том, что мы имеем сейчас. Вы же не обладаете перманентным чувством радости, ведущим Вас по жизни. Но в этом случае, эти источники лежат вне времени? Где же их искать? В пору, прийти к выводу:

Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет. 

Мария Эбнер-Эшенбах

Но мы верим, радость есть. Об этом говорит нам хотя бы следующий афоризм:

Мода - один из способов доставлять радость маленьким людям за большие деньги. 

Георгий Ковальчук

Как Вам, кстати, такой источник радости? Хороший он или плохой, но для многих людей, он действительно является источником, пусть и кратковременной, но радости. Другой вопрос, является ли чувство испытываемое людьми от этого источника, действительно радостью? А где искать те самые источники, которые действительно дадут истинные ощущения радости, и какие они на самом деле, эти ощущения?

Во внутреннем мире их нет. Там только прошлое (наши воспоминания и знания) и будущее (наши мечты и устремления). Во внешнем мире их так же нет. В нем только настоящее, то, что окружает нас в данный момент. Очевидный ответ напрашивается сам собой. Источники радости необходимо искать на границе между внутренним и внешним миром. В подтверждение нашего вывода приведем афоризм Ларошфуко:

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему.

Франсуа де Ларошфуко

Ему вторит Брехт:

Вместо того чтобы жаловаться на шипы у розы, я радуюсь тому, что среди шипов растет роза.

Брехт

Итак, и окружающий мир, и наши представления о нем, к радости имеют лишь косвенное отношение. Ее основу составляет наше личное отношение к тому, что происходит в окружающей действительности. Причем, по утверждению Дейла Карнеги, это отношение сиюминутное.

Наше душевное спокойствие и радость бытия зависят не от того, где мы находимся, что мы имеем или какое положение в обществе занимаем, а исключительно от нашего умонастроения. 

Дейл Карнеги

Как вы понимаете, наше умонастроение не может быть постоянно. Оно зависит от многих факторов и может изменяться мгновенно. Наверное, по этой причине, Сэмюэель Джонсон выразил свое отношение к радости в виде:

Самые яркие вспышки радости у нас обычно возникают от неожиданной искры.

Джонсон, Сэмюэл

Искра, мгновение, вспышка радости. Но тогда в жизни человека действительно так мало радости. Пусть даже множество мгновений, но разве это соизмеримо с продолжительностью жизни человека?

Итак, источником радости является наше сиюминутное личное отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Но что означает понятие "сиюминутное личное отношение"? То, что в зависимости от Вашего внутреннего состояния одни и те же явления окружающей действительности могут доставлять Вам как радость, так и другие ощущения.

Остановимся пока на этом и сделаем выводы по материалам этого выпуска:

  1. Человека характеризует в первую очередь то, что является для него источником радости. Все остальные показатели являются косвенными.
  2. Источники радости необходимо искать в личной уникальности. Ни в каких коллективных ценностях их нет.
  3. Радость лежит вне времени. Ориентируясь на временные показатели настоящего, прошедшего и будущего, радости мы не найдем.
  4. Источники радости находятся на границе между внутренним и внешним мирами человека. Они лежат в плоскости его личного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

Соглашаетесь, отрицаете, но задумывайтесь!


Комментарии   
# Неизвестный гость 30.03.2010 13:24
Добавлю, этимология слова радость Ра -дость, можно трактовать, как достигнуть бога. Бог в первую очередь творец.
Ответить
# Неизвестный гость 31.03.2010 15:08
Для себя я вижу радость в самоидентификац ии под чем подразумеваю определение себя в мире и мира в себе, отделении реального от навязанного. Это радость, когда становится понятен смысл жизни, когда я определяю для себя, зачем я живу. А счастье или высшую радость определяю, как самореализацию, то есть творчество - создание нового, способного изменить окружающую реальность.

--------------------------------------------------

Позвольте здесь Вам задать лишь один вопрос. Если Вам уже это понятно. В чем смысл жизни? Или же по другому. Зачем или ради чего живете именно Вы? Если ответа нет, нет и радости, по Вашей логике. Но ответ может быть не найден и никогда. Более того, ответ для одного человека, может совершенно не подходить для другого. То есть, по Вашей логике, радости в жизни нет? Хотя это уже второй вопрос :-)

Андрей Хитров
Ответить
# nt2k05za 04.04.2010 11:15
Смысл жизни для меня в самореализации именно. Как Вы правильно заметили в другой рассылке, что отличие от животного заключается в наличии второй сигнальной системы (умении использовать ее), значит и единственный смысл жизни, в отличии от животного - это творчество. Следовательно счастье человека в том, что он создает образ отличный от существующих и воплощает его в жизни.
Ответить
Добавить комментарий