Все жалуются на недостаток денег, никто не жалуется на недостаток ума

О чем этот цикл

 

Вряд ли можно найти человека, который бы не слышал столь распространенную фразу, как “ТРУД СДЕЛАЛ ИЗ ОБЕЗЬЯНЫ ЧЕЛОВЕКА”. Мало того, попробуйте найти того, кто с ней не согласен. Что ж, даже если я буду первым высказавшим столь крамольную мысль, надеюсь, что Вы скоро разделите ее со мной, и согласитесь, что на самом деле произошел обратный процесс, а именно “ТРУД СДЕЛАЛ ИЗ ЧЕЛОВЕКА ОБЕЗЬЯНУ”.

Как же подтвердить одно из двух противоположных мнений, если исследуемый процесс происходил столь давно, что мы не можем ни документально проследить исторический ход событий и сделать вывод по этому вопросу, ни обратиться к кому-либо или к чему-либо осведомленному в этой области. Нам остается лишь использовать то, что имеем, а именно наши способности к мышлению, анализу и логическому рассуждению.

Сразу хочу оговориться, в данному цикле статей ни в коей мере не будет идти речь о лени, релаксации, погружении в нирвану и прочих видах медитации. Мы будем говорить здесь о деятельности человека и ее видах, о его отличии от представителей животного мира. Цель этой рассылки не отрицание труда как такого, а расстановка приоритетов в деятельности человека, да и не только в ней, а и в жизни вообще.

Проблема труда давно обсуждается в обществе, и я не претендую на что-то уж принципиально новое. Возможно, я просто иначе расставлю приоритеты, а не открою для кого-то из Вас новой Америки.

Для анализа проблемы необходимо в первую очередь определится с терминологией. Начнем с анализа самого выражения. Из него можно сделать определенные выводы. Например:

1. Существует человек, а существует обезьяна. Будем считать, что с человеком нам все ясно, а вот под “обезьяной”, будем понимать достойного, наиболее близкого к человеку по генетической структуре представителя животного мира (ну может быть за исключением свиньи). То есть просто животное, ни насекомое, ни человек, ни растение.

2. Человек и обезьяна противопоставляются. То есть существует нечто или критерий, что отличает эти два понятия.

3. Сие отличие должно быть однозначным, простым и понятным. Иначе мы не сможем понять, как нечто (труд) смог повлиять на человека и превратить его в животное.

Теперь проясняется и небольшой план наших размышлений. В первую очередь разбираемся, отличается ли Человек от животного или нет. И если отличается, то, что является критерием этого отличия. После этого, надо понять, что есть понятие “труд” и какое место он занимает в деятельности человека. А уж затем, мы сможем перейти к проблеме перехода Человека к животному состоянию. Видимо это и будет самым интересным.

В заключении выпуска кратко изложу свое видение темы.

В процессе своего развития/деградации (антропогенеза) Человек утерял свою суть, свои способности, характеризующие его предназначение в нашем мире. Он скатился на животный уровень, то есть уровень приспособления к окружающей действительности. Что же является сутью Человека? А его суть заключается в коренном отличии от любого из представителей животного мира, в способности формировать образ будущего миропорядка и изменять окружающую действительность в соответствии с этим образом.

К сожалению, на существующем этапе своего развития, основная масса людей не то, что бы не в состоянии изменять что-либо вокруг себя, а в принципе не имеет никакого образа будущего, а многие даже и не понимают что это такое. Иными словами живут сегодняшним днем и основывают свои решения на опыте прошлого. При этом действуют не по собственному желанию, а в угоду той или иной системе (государству, юридическому лицу, полученному образованию, той или иной общественной или социальной группы и прочее).

Основополагающую роль в этом процессе деградации Человека играет труд. Именно он, являясь повторяющимся, типовым, однообразным действием (человека, лошади, быка…) ведет к ограничению возможностей Человека, отдаляет его от его сути, способности формировать и создавать новое.

В качестве единственной альтернативы труда, является творчество. Творчество есть акт противоположный труду. Оно есть действие, направленное не на повторение существующего, а на создание нового, и нового не в смысле случайной комбинации возможных взаимосвязей имеющихся элементов, а в смысле конкретных субъективных желаний и целей конкретного человека. Не надо случайно переставлять кубики конструктора в надежде получить прекрасное творение. Необходимо составить образ этого творения, а затем подбирать под него конструктор, а при необходимости создавать и новые элементы этого конструктора.

В этом, в общем, и заключена суть этого цикла. Труд отучил человека думать о будущем, отучил формировать желаемые образы будущего и тем самым предопределять его. В основном, изменения, происходящие в мире, связаны не с целями конкретного человека, а с интересами какой-либо системы, структуры, общественной группы и прочее. Человек превратился в винтика, как это принято говорить. То есть стал одним из элементов одной из систем. Подстроился под нее. Другими словами, подстроился под существующий миропорядок, согласился с ним. Отказался от его изменения, в соответствии со своими желаниями. А это и есть уровень животного.

 


Добавить комментарий