Ты сам делаешь выбор, и получаешь то, что выбрал

 

Признаки отличия

Размышление о том, кто же есть человек, всегда было основным для всего научного мира, а в особенности для философов. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широк. Аристотель видел в нем “разумное животное”, американский просветитель Б. Франклин - животное, делающее орудие труда, Ф. Ницше - “больное животное”, М. Шеллер - “неудовлетворенное животное”. Но почему-то во всех этих философских определениях человек отождествляется с животным (да и называется), ну может быть с определенным выделенным свойством, но все равно - животное. В них даже нет и намека на какое-либо принципиальное отличие человека. Ни о каком критерии этого отличия речи здесь нет. Вывод из этого может быть только один: размышления умных философов не различают человека и животное, возводя у человека в степень какое-либо свойство, существующее у животных.

 Современная научная мысль, также ушла не далеко от "умных" философов. Хотите пример? Как Вам такое определение: “видимая разница в жизнедеятельности человека с одной стороны, и жизнедеятельности остальных животных, с другой стороны (то есть основное отличие), заключается в том, что человек осуществляет свою жизнедеятельность максимально сознательно - минимально инстинктивно, тогда как другие животные - наоборот: максимально инстинктивно - минимально сознательно”. То есть, какого-либо отличия просто нет, есть какая-то виртуальная граница, слева от которой Вы человек, ну а с права, извините - обезьяна. Но как-то не очень все-таки хочется сравниваться с обезьяной, даже если ее и пророчат нам в предки. Видимо на пути науки у нас также нет перспектив, найти ответ, и не будем на нем останавливаться. Попытаемся решить поставленный вопрос самостоятельно.

 Если отбросить философию, на обыденном сознании, человек всегда отличал себя от животных. На разных ступенях своего развития, он менял и признаки этого отличия. Прямая походка, двуногость и двурукость, размер черепной коробки, количество извилин в голове. Были и другие признаки, например религия, разум, мораль, речь. В советское время, коренное отличие человека от животных усматривалось в способности людей к труду. Этот перечень в первую очередь физиологических, религиозных и общественных признаков можно продолжать еще долго. Не будем останавливаться на них, ну хотя бы потому, что размер черепной коробки не влияет на способности человека и не может являться его отличительным признаком. А у обезьяны, кстати, четыре руки (у человека то всего две), да еще и хвост в придачу, а у прапорщика одна извилина и та от фуражки и т.д. Отсутствие полной ясности до сего момента в этом вопросе говорит об одном: ответа на вопрос нет. Следовательно, и рассматривать перечисленные варианты не имеет смысла. Они сами себя уже отвергли.

 Чтобы все-таки разобраться с вопросом, в первую очередь необходимо определиться с понятием “критерий”. Что это такое? Критерий это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Ну а признак это показатель, по которому можно определить что-либо. Следовательно, критерий, это всего лишь показатель (знак), на основе которого можно что-то классифицировать. Есть этот показатель, значит это вот что. Баста. На самом деле, конечно, не все так просто. Показатели также можно классифицировать. Не будем изучать теорию этого вопроса, но примем за аксиому, что показатели (знаки) могут быть двух видов, а именно статические и динамические. Со статическими показателями более менее понятно, если есть что-то в наличии, а у другого нет, значит, это признак и он может быть отличительным. Например, есть у птицы крылья (показатель, по которому можно точно определить, что это не таракан, не рыба, не слон, в конце концов), уже одним этим она отличается от животных. Хотя таких признаков может быть и несколько, например, у летучей мыши есть крылья, но она не птица.

 Со статическим показателем ясно. А что есть динамический показатель. Динамический показатель, есть определенное свойство чего-либо или кого-либо, способное изменяться с течением времени. Например, речь. В ходе развития человека, его речь изменяется от простых восклицаний к сложным логическим размышлениям, в отличие от попугая. Он тоже говорит, но всегда одно и то же. Другой пример, формирование пород собак. Путем культивирования определенных свойств, выведены различные породы собак: охотничьи, бойцовские, сторожевые... То есть определенные свойства собак являются пластичными, изменчивыми, на них можно влиять и подстраивать под свои нужды. Они, эти свойства, динамичны у собак, в отличие от, например кошек. Ведь бойцовского кота или сторожевого леопарда до сих пор пока вывести не удалось. Не зря говорят о независимости и не обучаемости кошек, ну разве что за исключением кошек Куклачева. Так что, более развита у собак именно способность к обучению и потому они легче поддавались формированию у них нужных человеку свойств. У кошек она, эта способность к обучению, тоже есть, но она статична. Любая кошка обучаема, но только тому, что заложено в нее природой. Скажем так, способность к обучению, как динамический отличительный признак, может являться критерием видового различия собак по отношению, например к кошкам. Сама по себе эта способность есть и у тех и у других. Но у собак она пластична, а у кошек статична. Кстати по отношению к лошадям у собак этот признак не может являться отличительным. Лошадь также как и собака пластична к обучению и легко поддается дрессировке. Следовательно, способность к обучению не является критерием различия собаки по отношению к лошади. В принципе, нечто подобное можно сказать и обо всех домашних животных.

 Более того, именно динамические признаки (это уже конечно не относится к способности к обучению, рассмотренной ранее), а например, способность менять температуру, или цвет в зависимости от окружающей обстановки, позволяют выживать (приспосабливаться) животным к изменяющимся условиям их обитания.

 Необходимо отметить, что оба варианта признаков (принятие за отличие чего-либо статичного, или выделение какого-либо динамического свойства) не чужды друг другу и являются как бы двумя сторонами одной медали. Более того, в конце нашего рассмотрения они должны будут составить единство в общем критерии отличия человека от любого представителя животного мира.

 


Добавить комментарий