Уровень животного (правила трансляции)
Условные рефлексы
Это следующая область правил трансляции входящих данных в управляющие воздействия. А именно область правил, формирующихся в процессе жизнедеятельности сущности. В течение своей жизни, сущность набирается опыта (личный опыт, подражание, научение…). Все эти термины нам для понимания не нужны. Важно, что эти правила формируются индивидуально у каждой сущности. Походка, манера, поведение и пр. Они составляют область условных рефлексов, то есть рефлексов, формирующихся при определенных условиях.
Каким же образом они появляются? Элементарно. Методом научения, иначе внешнего воздействия. Условным рефлексам можно только научить (МЕТОД ПОДРАЖАНИЯ, МЕТОД КНУТА ИЛИ ПРЯНИКА). Иными словами повтори действие 5-10-100 раз, закрепи его чем-либо (сахарком, кнутом...) вот и научился. Но, очень важно, что бы в процессе научения, входящий и выходящий элемент всегда повторялся без искажений. Иначе, однозначной связи между ними не появится. А рефлекс это именно однозначная связь между входным и выходным (выходными) элементами.
В терминологии нашей модели психики, в трансляторе появляется дополнительный модуль, обеспечивающий обратную связь от управляющего воздействия к входному элементу. Путем многократного повторения, эта связь усиливается и, в конце концов, может перерасти в устойчивую связь (правило транслятора) ставящее соответствие элементу на входе, некоего управляющего воздействия на выходе. Налицо действие закона о переходе количества в качество.
Обратите внимание, статистическим повторением, формирующим условный рефлекс, управляет всегда кто-то другой (экспериментатор, дрессировщик, учитель, вообще авторитетная взрослая особь). Иначе не возможно добиться однозначных повторений элементов, входящих в рефлекс. Например, волчиха, обучающая волчат охотничьим повадкам. Причем процессом обучения в этом случае руководит материнский инстинкт (уровень безусловных рефлексов), а детеныши формируют у себя поведенческие привычки (уровень условных рефлексов). Индивидуальность этих привычек легко (оставаясь на уровне условных рефлексов) может подтвердиться на практике. Согласитесь, собака - домашний любимец и породистый двор терьер совершенно иначе ищут себе пропитание, даже если они одной породы.
Итак, мы определились, на уровне условных рефлексов возможно только обучение, самообучение не возможно. Для этого нужно что-то еще. А именно, произвольно, по собственной воле (а не по воле руководителя обучения), формировать новые правила трансляции входных данных в управляющие воздействия. Не будем останавливаться на вопросе, формируются ли условные рефлексы у всех биологических сущностей (в том числе насекомых) или только у высших животных. Это нам не важно. У человека они формируются точно. И... У всех без исключения животных тоже. Итак, термин - уровень животного есть уровень условных рефлексов. Уровень, на котором самообучение невозможно.
Отступим не много в сторону и зададим себе вопрос. Что вообще входит в компетенцию условных рефлексов? Павлов и его ученики изучали условные рефлексы на поведении животных. Реакция на свет, на звук или еще на что-либо. В этой связи, распространенное мнение, что условные рефлексы, это в первую очередь рефлексы поведения. То есть привычки реагировать на какую-либо типовую ситуацию. Но это не совсем так. Наличие второй сигнальной системы у человека (речь) позволяет распространить эти правила и на человеческую речь. На поведенческом уровне это выглядит, примерно, как в анекдоте - "он мне молотком по пальцам, а я ему - Ах ё... - Борис ты не прав". Срабатывает правило (условный рефлекс) - перед детским садом изъясняться матом нельзя, только культурно. Не будем же мы серьезно отрицать, что каждый человек (не говорим о животных, не знаем) не только действует, но и мыслит по-своему, по-своему строит свои высказывания, имеет свой образ мышления (в смысле формулировки своих мыслей), свою логику (например, мужскую или женскую). Следовательно, привычки и штампы (читай условные рефлексы) формируются не только в поведении, но и в мыслях. Это означает, что человек на этом уровне не только ведет себя шаблонно (на основе наработанного опыта), но и мыслит шаблонами. Ну не научили Вас так думать, Вам это, собственно говоря, и в голову не придет.
Вывод из этого только один, непосредственно формирование речи, да и сама речь, не могут быть отличительным признаком человека. Вполне возможно изъясняться (говоря шаблонами, для тех, кто изучал иностранный язык, более понятен и точен термин клише) оставаясь на уровне животного (условных рефлексов).
В отличие от существ предыдущего уровня, животное, в дополнение к настоящему получает прошлое. При решении текущих задач, животное имеет возможность учитывать опыт прошлого, что существенно расширяет его возможности по выживанию в изменяющихся условиях среды обитания. Опыт прошлого индивидуален и отражается в условных рефлексах каждого отдельно взятого представителя вида.
RSS лента комментариев этой записи