Во что ты веришь, того и достигнешь


Динамический признак

 

Мы рассмотрели основные взаимосвязи человека с окружающей действительностью. Конечно, мы не претендуем на их полноту, но для рассматриваемого вопроса, материала вполне достаточно.  Краткое резюме рассматриваемого вопроса.

Зависимости от среды обитания:

1.      От полной самостоятельности в лоне природы (жизнь в пещерах, туалет за углом, еда на улице, вода в водоеме, тепло в огне) к зависимости от благ цивилизации (выживание в холодное время суток, водоснабжение, электроэнергия, газ, канализация и прочее…). То есть от связей, управляемых самим человеком, к зависимостям им не управляемым, зависящим не от него, а от какой-либо цивилизованной системы.

2.  От концепции разумной достаточности (потребление по мере необходимости) к концепции не контролируемого потребления. Интересно, сколько литров воды в день необходимо, например, на среднего москвича? А сколько литров бензина съедает автомобиль какого-нибудь слуги народа, скажем так BMW 760, с объемом двигателя 6,0 литров. Чуть больше чем у Камаза.

3.      От независимости от погодных условий и температуры или другими словами выживаемости в различных условиях (возможности человека) к изнеженности.

4.     Грубо, но откровенно. От жизни в природной гармонии, к жизни на помойке, ляпоте от урбанистических пейзажей и полигонов мусорных отходов.

Зависимости от царства растений:

1.      Потребление кислорода. От “живительной праны” к воздуху, с измененным составом, недостатку кислорода и обилию вредных отходов цивилизации.

2.      Питание. От продуктов питания, выращенных в естественных условиях, к искусственным и генетически измененным. “Натуральная клубника” добываемая путем сбора отходов, специально выведенных клопов, выращиваемых в Альпийских горах Австрии. И ведь натуральная, не из пробирки. Только какая связь с клубникой?

3.      Медицина…

Зависимости от царства животных:

1.  От разнообразия связей с различными животными (охрана, средства передвижения, тепло, вторичные продукты питания…) к потребительскому отношению вторичного консумента (охота) и отторжения всего остального.

2.   От бессловесного взаимопонимания и сожительства с животными, к домашним любимцам и выведению боевых пород (собак, петухов). Обученная немецкая овчарка, приравнивается к холодному оружию (собака Баскервилей).

Зависимости от царства людей:

1.      От индивидуальности к стадности (общественности, общечеловечности).

2.      От принципа мирного сосуществования “не причиняй другому того, чего не хочешь получить взамен” к принципу “человек человеку волк”. Растолкать локтями и занять ступеньку в иерархии повыше.

Что же объединяет все эти качественные изменения человека? Какое свойство человека может отвечать за них? Ведь ни одно животное не имеет таких громадных изменений, во всех областях взаимоотношений с окружающей действительностью. По крайней мере, в известной нам истории. Животные зафиксированы в своей экологической нише. При незначительных изменениях этой ниши (всегда путем внешнего стороннего воздействия) животное может подстроиться. Но при значительных изменениях животное либо вымирает, либо видоизменяется, а человек нет. Он подстраивается и под глобальные изменения, оставаясь человеком. Находит возможности выживания в экстремальных условиях. Способности к адаптации у человека несоизмеримо большие, так как они несут в себе качественное отличие способностей человека от любого животного. Суть этого отличия заключается в том, что животное не в состоянии изменить набор своих связей с окружающей действительностью самостоятельно. Только путем внешнего воздействия. А человек?

Какое бы из рассмотренных изменений мы не взяли, мы можем сказать однозначно, изменению внешних условий, к которым вынужден подстраиваться человек, предшествовала какая-либо другая деятельность самого человека. Глобальным изменениям он, конечно, также соответствовал, но в основном все эти изменения подготавливал себе сам, своими действиями. Изменению состава воздуха предшествовала научно-техническая революция и как ее следствие неконтролируемое потребление природных ресурсов.  Поголовному обобществлению человека, по крайней мере в “развитых” странах, предшествовала “политизация” всей жизни человека, создание образа “цивилизованного” человека, в противоположность деревенщине. Зависимости от кариеса, не в последнюю очередь предшествовала активная рекламная компания жевательных резинок, благодаря которым, каждый раз, даже если Вы всего лишь перекусили, Вы  весьма эффективно убиваете собственный иммунитет, способный противостоять этому самому кариесу. Он, конечно, был и раньше, но не в таких масштабах. Ну а уж “общечеловеку” предшествовал М.Горбачев с концепцией общечеловеческих (даже интересно, каких это) ценностей и последующая “война с международным терроризмом”. Видимо, уже готовиться кодекс “общечеловека”, а затем и высылка в космос всех “не общечеловеков”, в полном соответствии с концепцией бесприродного технического мира. Ну, это меня опять в научно-фантастические бредни понесло.

Животное, в отличие от человека, имеет фиксированный набор взаимосвязей с окружающей действительностью. В незначительных пределах этот набор может корректироваться (без качественных изменений самих связей). Например, домашний любимец, как культурная собака принимает пищу исключительно из собственной миски или из рук. Но если хозяева выбросят собаку на улицу, есть ей, придется с обычной мусорки.

Животное в этом ракурсе, напоминает элемент из картины мозаики миропорядка. Он точно в соответствии со своими извилистыми краями, укладывается в соответствующую ему нишу. Если эти края не подходят, элемент мозаики выбрасывается (животное вымирает), либо краешки подтачиваются, если изменения не существенны (происходит видоизменение). В отличие от этого человек, сначала формирует нишу по собственному усмотрению, а затем помещает в нее себя.

Теперь, пожалуй, мы готовы сформулировать свойство, динамичное у человека, и статичное у животного. Человек, может не только подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей действительности (намного эффективнее любого животного), но и активно изменять сами эти условия окружающей действительности, или другими словами, подстраивать эти условия под себя. При этом если он не делает этого, он ничем не отличается от животного.

Иными словами, на уровне человека, Вы самостоятельно, по собственной воле, без оглядки на мнение общества (опираясь на собственные этические и эстетические нормы) активно изменяете условия своего существования. При этом всю ответственность за последствия своих действий, Вы также берете исключительно на себя. Включая уровень своей зарплаты, или спектр собственных заболеваний.

Если же человек активно подстраивается под мнение общества и условия существования, навязываемые им, перекладывает ответственность за уровень своего существования на кого-то в иерархии повыше (например, начальника или президента) он находится на уровне стадного животного, даже не кошки или орла, а овцы или барана. Но в отличие от любого стадного животного, у него есть шанс очнуться от сна и подняться в воздух. Он же все-таки Человек, хотя и спящий.

Вывод: в отличие от животного, подстраивающегося под изменения условий окружающей действительности, человек подстраивает под себя сами эти условия этой окружающей действительности. Если он этого не делает, он скатывается на уровень животного и ничем не отличается от него.

Следствие динамического признака: человек, существо индивидуальное. Обобществленныйобщечеловек”, соответствующий определенным стандартам, ничем не отличающийся от других таких же “общечеловеков” не в состоянии самостоятельно подстраивать под себя окружающую действительность, только соответствовать ей (как набору правил этого самого “общечеловека”). Иначе он просто не будет “общечеловеком”. А соответствие действительности есть уровень животного. Итак - “общечеловек” не Человек, он животное.


Добавить комментарий