Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы


Множество объектов, подлежащих классификации

Выделение множества элементов из окружающей действительности можно осуществить с помощью каких-либо отличительных признаков (качественных показателей), присущих всем выделяемым объектам. В предыдущих выпусках рассылки мы уже сделали это. Двумя различными путями, статический и динамический отличительные признаки, мы выделили человека из окружающей среды. Статический отличительный признак позволяет нам однозначно выделить человека из животного мира. Напомним его:

Статический признак:

Наличие второй сигнальной системы дает человеку возможность оперировать с идеальными объектами психики (образами), что дает ему и только ему среди всех представителей животного мира,  право выбора и возможность построения (предопределения) личного образа будущего и его последующего воплощения.

Таким образом, мы утверждаем, что человек изначально, от момента своего рождения, обладает способностями, однозначно выделяющими его из царства животных. В этой связи  делаем вывод, что на всех ступеньках нашей лестницы (критерия) находится человек, по крайней мере, потенциальный. Но, в чем же тогда заключается различие?


Параметр критерия отличия человека от животного

Если на всех ступеньках нашей классификационной лестницы находится человек, как понять название выпуска, - "критерий отличия человека от животного". Где искать это отличие? Ответ вполне очевиден, где искали мы отличительные качественные признаки, там должен находиться и количественный показатель, то есть в психике. На основе статического признака, мы выделили множество объектов, подлежащих классификации. А вот на основе динамического признака мы можем вывести параметр классификации. Напомним его:

Динамический признак:

В отличие от животного, способного лишь подстраиваться под изменения условий окружающей действительности, Человек подстраивает под себя сами условия этой окружающей действительности.

На основе этого признака, мы можем утверждать, что количественному анализу, может и должно быть подвергнуто изменение окружающей действительности. Почему? Потому что, изменение самого себя (приспособление к условиям окружающей действительности) присуще любому представителю животного мира. Иначе животные просто не смогли бы выжить. Основные выводы теории эволюции, все-таки, полностью пока никто не опроверг.

Другое дело окружающая действительность. Животные не способны воздействовать на нее. Только утилизовать то, что предложено им “Природой”. Но что в ней, в окружающей действительности, может проявляться? Что нам необходимо измерять? Только изменения каких-либо ее взаимосвязей. При этом, эти изменения могут быть двух видов: глобальные, не зависящие от воли человека, и изменения, проявляющиеся в качестве результата деятельности человека. С точки зрения критерия отличия человека, глобальные изменения нас не интересуют. Следовательно, показателем, который составляет основу критерия отличия Человека, является результат его личного воздействия (не деятельности человечества в целом, а конкретного человека) на окружающую действительность.


Верхняя и нижняя границы критерия

Здесь мы должны определить, что мы понимаем под Человеком (верхняя граница классификационной лестницы) и что мы вкладываем в понятие Обезьяна (нижняя граница).

Исходя из выбранного нами параметра классификации, а именно результата личного воздействия на окружающую действительность, мы можем утверждать, что на верхней границе критерия находится человек активный, независимый, полностью подстраивающий условия окружающей действительности под себя, под свои субъективные личные желания, принимающий решения основываясь исключительно на собственной воле. По меткому выражению А.Макаревича, - “Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас”.

Это идеальный человек, во всяком случае, с реальным человеком этого плана, я лично не знаком. Возможно, элементы идеального человека можно увидеть у Анастасии, главного героя книг В.Мегре серии “Звенящие кедры России”. Но однозначно можно утверждать, для того, что бы иметь возможность свободно, основываясь исключительно на собственной воле, менять взаимосвязи внешней среды, Человек должен быть полностью независимым от связей с этой самой средой, ни от погодных условий, ни от проблем удовлетворения собственных потребностей, ни тем более от общества или других представителей окружающей действительности. Это должен быть полностью свободный человек. И его мы называем с большой буквы “Человек”.

Напротив,  на нижней ступеньке находится человек бездейственный, полностью зависимый от имеющихся связей с окружающей действительностью (как мы говорили, например, от условий городской жизни, от милиции, от олигархов, от собственных правителей, от общества или от общественных убеждений). Любое решение он принимает, основываясь исключительно на мнение общества, большинства, авторитета, науки, мамы, папы и так далее, но не на основе своего личного видения ситуации. Этот человек не имеет собственного мнения. Как и любой представитель животного мира, он основывает свои действия на родовом опыте и стадном поведении и способен лишь подстраиваться под условия окружающей действительности, в которые помещен. Это тоже идеальный человек и мы его назовем “Обезьяной”.

Именно это отличие между Человеком и Обезьяной мы и закладываем в основу рассматриваемого нами критерия.


Мера количественной оценки критерия

Как всегда для начала определимся с понятиями, что такое мера?

Мера - философская категория, используемая для измерения параметров, выражающая закономерную связь между качественной и количественной сторонами явления. Мера указывает предел, за которым изменение количества ведет за собой изменение качества объекта и наоборот.

Качественное изменение нам известно. Исходя из выведенного нами параметра рассматриваемого критерия, это весь спектр состояний человека от состояния “Человек” до состояния “Обезьяна”. Как же провести количественную оценку (вывести меру) и сопоставить ее с оценкой качественной?

Для начала рассмотрим вопрос, а что мы, собственно говоря, пытаемся оценить количественно? Результат личного воздействия человека. А что это такое? Как вообще можно измерить этот результат? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть среду, в которой этот результат проявляется. Окружающая действительность. А точнее, ее изменения.

Изменение действительности есть, прежде всего, изменение набора объектов этой действительности и их взаимосвязей. То есть их разрушение, формирование новых, корректировка существующих. Других изменений в ней происходить не может. Каким образом эти изменения происходят? Глобально (по велению природы, Бога, кому что ближе) и в результате деятельности человека. Нас интересуют последние.

Каким образом могут происходить изменения окружающего мира, связанные с деятельностью человека?

Внешний и внутренний мир

С внешним миром более менее ясно, это и есть окружающая действительность, а что такое мир внутренний? Внутренний мир человека, это набор элементов его психики. Какой набор, а набор элементов, отражающих объекты и явления мира внешнего, а также набор возможных взаимосвязей между ними. Оба эти набора представлены в психике конкретного человека. Каким образом идет формирование внутреннего мира? Посредством опыта. С младенчества человек познает мир. Набирается опыта, формирует в своей психике эти самые психические элементы и их взаимосвязи. При этом каждая взаимосвязь у конкретного человека формируется индивидуально, под воздействием условий, в которых человек находится.

Например, взаимосвязь чувства голода и его удовлетворения у городского и деревенского ребенка будет различна. Если деревенский ребенок пойдет и сорвет себе яблоко, огурец или еще что-то или полезет в погреб, то городской пойдет к родителям за деньгами, или в лучшем случае к холодильнику за уже купленным продуктом. Это банальный пример, но таких различий множество и это в первую очередь ведет к различию внутреннего мира не только деревенских и городских жителей, но и любых двух человек.

Вместе с тем основа внутреннего мира, формируется на базе одних и тех же внешних условий, которые во многом едины для всех людей. Общие условия жизнедеятельности, воспитание, образование, средства массовой информации. Воздействие этих единых условий на ребенка, ведет к формированию у него типового взгляда на окружающую действительность, снижающую роль его личного восприятия объектов внешнего мира. При этом унифицируются процессы формирования психических элементов и, соответственно внутренний мир человека приобретает типовые, стандартные рамки. Другими словами формируется мнение большинства, которое дополнительно воздействует на людей, имеющих не совсем стандартное видение взаимосвязей окружающей действительности, причесывая их тем самым под единые мерки.

Мы сделали этот экскурс для того, чтобы до конца разобраться с процессом формирования внутреннего мира человека и роли в этом процессе окружающей действительности (мира внешнего). Его воздействие в этом процессе переоценить невозможно. Внутренний мир человека полностью зависит от условий, в которых находился и находится человек и является отражением мира внешнего, выработанным в процессе познания. Иными словами, внутренний мир человека есть опыт прошлого этого человека, и соответствует миру внешнему.

Но в рассмотренном процессе мы можем увидеть лишь изменение внутреннего мира, в угоду внешнему. В нем полностью отсутствует процесс изменения внешнего мира. И не удивительно, эти изменения происходят в обратном процессе. В отражении изменений внутреннего мира во внешний. Или другими словами, человек первоначально формирует образ будущего объекта, процесса или явления внешнего мира в своей психике (мир внутренний), а затем транслирует его во вне. В результате внешний мир отражает состояние внутреннего мира человека и формирует в реальности новый объект, соответствующий образу. Все, другого пути у образа для воплощения нет.

Естественно при этом, чем более конкретно образ представлен в психике человека (четко сформированы все возможные взаимосвязи нового объекта с окружающей действительностью), чем более четко расписан план его воплощения (последовательность формирования новых или разрушения и корректировки существующих связей внешнего мира во времени), тем более достоверно объект отразится во внешнем мире и будет соответствовать своему образу.

Теперь пора вернуться к теме рассылки. Мы разобрались, что изменения окружающей действительности всегда опосредуют изменения внутреннего мира и соответствуют какому-либо воплощаемому образу, сформированному конкретным человеком. Изменять внешний мир человек может только посредством формирования в своей психике образов будущего миропорядка и последовательности переходов от состояния текущего момента к воплощаемому будущему. При этом, чем более достоверно представлен в психике человека конкретный образ, тем более достоверно он воплотится. Чем больше последствия задуманные человеком от создания нового объекта в реальном мире, тем сильнее результат его личного воздействия на этот самый окружающий мир. А именно это, результат личного воздействия человека, мы и хотим оценить.

Сделаем последний шаг в этом вопросе. От чего будут зависеть результаты деятельности человека? От проработанности его личного воплощаемого образа будущего миропорядка и полета его фантазии (масштаб изменений). Но чем больше полет фантазии, тем более глобальная проработка образа предстоит человеку. Следовательно, тем больше времени он потратит на его формирование. Вот и проявляется мера нашего критерия. Здесь и находится его единица измерения. ВРЕМЯ, которое человек тратит на формирование личного образа будущего. Тратит он сто процентов своего времени на его формирование, он Человек (идеал, в нашем понимании, БОГ), не формирует его вовсе, он на нижней ступени лестницы, Обезьяна (не формирует свой личный образ будущего, как и любое животное). Ну а каждый конкретный человек, находится где-то между этими двумя пограничными состояниями.

Понимание меры есть, осталось выразить ее в словах. Ницше когда-то сказал, - “Человек который не владеет двумя третями своего времени, должен быть назван рабом”. Это конечно вольная трактовка, но суть она передает точно. Именно рабом. Он раб тех зависимостей, от которых не может отказаться, чтобы посвятить высвободившееся время на себя лично. То есть у него не остается времени на формирование личного образа, не остается сил на предопределение своего собственного будущего. Он живет, и будет жить по воле тех образов, в угоду которых он отдает свое время, на обслуживание взаимосвязей которых он тратит свои силы. Он раб этих внешних по отношению к себе образов. Чем больше зависимостей у человека с внешними образами, тем меньше он тратить время на свой личный образ будущего, тем дальше он отдаляется от образа Человека, приближаясь к образу Обезьяны.

Итак. Мерой критерия отличия человека от обезьяны является уровень его независимости (самодостаточности) от кого-либо или от чего-либо. В свою очередь уровень независимости определяется временем, которое человек тратит на обслуживание своих внешних связей, соответствующих каким-либо объектам, явлениям или процессам окружающей действительности (работа, семья, удовольствие, хобби и т.д.).


Возможные состояния параметра, соответствующие классификационной лестнице

Мы не будем приводить здесь качественные состояния, соответствующие выведенной нами количественной лестнице. Пусть каждый человек сам определит, где он находится и куда ему идти. Тем не менее, давайте попытаемся указать на некоторые особенности.

Прежде всего, является ли выведенный нами критерий необходимым и достаточным? Что касается необходимости вопросов нет. Безусловно, является. С точки зрения достаточности, пока не ясно. Как, например, относиться к Обломову, герою одноименного романа Гончарова? С точки зрения Ницше он свободный человек. Уж две трети своей жизни он легко тратил на себя любимого, по крайней мере, на сон и принятие пищи. Но близок ли Обломов к Человеку в нашем понимании?

Что бы ответить на этот вопрос, нам необходимо разобраться с понятием траты, расходования времени на что-либо. Что означает фраза, потратить время на... С обывательской точки зрения все ясно. Пришел на мероприятие в 10.00, ушел с него в 12.00 - потратил два часа времени. Но возникает резонный вопрос, потратил на что? Например, студент на лекции. На что он тратит время? На учебу? А если он спит или мечтает о небесных пирожках? Сам факт присутствия человека на мероприятии еще не говорит о том, что он тратит свое время на это мероприятие. Важнее другое, где находится фокус его восприятия? Другими словами его внимание. А оно в общем случае не спит.

Внимание человека может быть заторможено, но в норме не выключено. Даже во сне оно перемещается в его внутреннем мире от одного элемента психики к другому. А элементы эти могут быть чувственными, деятельными и идеальными. Лежа на пляже и принимая солнечную ванну, фокус внимания сосредоточен на чувственном элементе. Крутя педали на велотренажере, внимание перемещается к деятельному элементу. Но с учетом того, что идеальных объектов в психике человека на много больше, а взаимосвязи между ними существенно шире, можно предположить, что в общем случае в каждый конкретный момент времени, фокус восприятия человека принадлежит или соответствует какому-либо образу (идеальному элементу психики). При этом если последовательность переходов внимания во времени между образами контролируется человеком, процесс называется мышлением (думанием). В противном случае процесс можно назвать "Блуждающий разум". Или другими словами неконтролируемое человеком управление его вниманием. Как Вы уже догадались, внимание, это единственное, что человек может потратить на себя (на свой образ) или отдать его, фокус восприятия, кому-либо другому. Теперь становится понятным, что потратить столько-то времени на что-либо, означает продолжительность удержания фокуса восприятия человека образом, соответствующим этому чему-либо.

Таким образом, у Человека, фокус восприятия принадлежит его личному образу будущего сто процентов времени. У Обезьяны ноль. Это сто процентный раб чужих образов. У Обломова в этом ракурсе, центр восприятия перемещался между сном, принятием пищи и бесплодными мечтаниями в сослагательном наклонении. Ни о каком образе будущего здесь речи нет. Он был рабом этих образов. Следовательно Человеком он не был.

Небольшое отступление. Экскурс в понятие внимания приводит нас к интересному выводу. Можно легко объяснить понятие лени. Точнее утверждать о ее отсутствии. Лень соответствует концентрации внимания на чувственном элементе отсутствия какой-либо деятельности. Физическому расслаблению. Это означает только одно. Отсутствие в данный момент в психике человека образа (его энергетической составляющей) способного удержать фокус восприятия человека хоть какое-то время. Это в свою очередь означает отсутствие внешнего воздействия по управлению вниманием человека (вечернее время, все перечитано, по телевизору ничего нет, спать еще рано, причитающуюся порцию пива уже выпил). Но главное, это то, что у человека отсутствует способность управлять своим собственным вниманием. Пустота в голове при отсутствии внешнего воздействия означает одно, человек раб внешнего управления. Причем раб в высшей степени, психологический, он даже не замечает своего рабства. Поэтому, когда Вы говорите мне лень, бейте тревогу. Вам пора заняться собственным развитием. Нельзя же всю жизнь прожить под внешним управлением. Вы же Человек, пусть даже пока и не реализовавшийся, но потенциально у каждого есть для этого все. В этом вопросе всем дано поровну.


Критерий отличия Человека от Обезьяны

  1. Критерием отличия Человека от Обезьяны является результат личного воздействия конкретного человека на окружающую действительность. 
  2.  Мерой личного воздействия является уровень независимости (самодостаточности) Человека от кого-либо или от чего-либо. Чем меньше уровень самодостаточности, тем ниже сила его влияния на окружающий мир.
  3. Уровень независимости определяется временем, которое человек тратит на обслуживание своих внешних связей, соответствующих каким-либо объектам, явлениям или процессам окружающей действительности.

Отсутствие понятия лени, позволяет нам утверждать, что выведенный нами критерий является необходимым и достаточным для классификации человека на лестнице Человек-Обезьяна.

Обратите внимание, с точки зрения выведенного нами критерия, не возможно рассматривать понятия этики и эстетики в деятельности человека. Они находятся за пределами введенной нами классификации.


Комментарии   
# Неизвестный гость 22.10.2009 06:24
Загляните сюда:
http://belaew.narod.ru/2.html

Возможно, вам будет интересно
Ответить
# Неизвестный гость 22.10.2009 06:31
Да... забыл самое главное... СПАСИБО. :о)

Вы подтолкнули меня в нужном направлениии... правда, от "противного". :о)
Ответить
# EXILЕ 29.04.2010 12:54
Человек-это Влияние и Разрушение.Обез ьяна-это адаптация и подчинение.Ну да,так и есть.Выходит,ме ня окружает стая обезьян...
Ответить
# Неизвестный гость 10.05.2011 13:00
Ужас

--------------------------------------------------
Благодарю Вас за конструктивную критику :-)
Андрей Хитров
Ответить
Добавить комментарий