Изменение другого – пустая трата времени. Только сам человек может изменить себя


Вера Надежда и Радость

Мимолетное видение

Мы уже пришли к выводу, что радость относится к переходному моменту между верой и убежденностью. То есть, во-первых, чувство радости однозначно связано с чаяниями и ожиданиями человека и, во-вторых, с результатами его конкретных действий, направленных на реализацию этих чаяний и ожиданий. Ни ожидания, ни сами по себе действия человека чувство радости вызвать не могут. Человек радуется мгновению, когда эти психические элементы составляют некую синергию, соединяются в нечто целое.

Но в этом случае чувство радости это мгновение, мимолетное видение. Его нет в прошлом, пока мечта не реализовалась, его нет в будущем, после реализации, когда Ваши мечты уже стали обыденным явлением. Как в песне, птица счастья. Выбрала тебя, получи мгновение радости, пролетела мимо, что остается, только надеяться на будущее.

Следовательно, в процессе реализации мечты человеку достается два чувства. Чувство радости при осуществлении мечты в окружающей действительности (пусть даже и мгновенное) и надежда, которая остается ему, если это мгновение упущено. Таким образом, радость, пусть даже и косвенно также связана с надеждой. Надежда это ожидание радости. Пусть сейчас не срослось, но ведь скоро может и произойти. То есть в надежде лежат возможные проявления чувства радости. А что такое надежда?

Что такое надежда

Не будем долго искать и возьмем определение из того же психологического словаря, которым пользовались ранее.

Надежда – эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоторого желаемого события и отражающее предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Следовательно, надежда предвосхищает проявление чувства радости. Событие желаемое, человек к нему стремится, он хочет его реализации, конечно, он испытает чувство радости при его достижении. При этом, чем более близка вероятность реального осуществления события, тем более интенсивно эмоциональное переживание, воспринимаемое человеком как надежда. И, можно предположить, что осуществление мечты (то, во что человек искренне верил) есть момент перехода от эмоционального состояния надежды, как состоянию радости. Другими словами, радость это граничное проявление надежды, в момент реализации мечты. Но пойдем дальше.

Надежда формируется вследствие познания объективных причин, от которых зависят ожидаемые события или на основе субъективного эмоционального опыта (переживаний радости, неуспеха и тому подобное), накопленного в сходных ситуациях в прошлом.  Таким образом, надежда базируется на двух пунктах. Во-первых, на познании объективных причин, которые приведут человека к ожидаемому событию, другими словами, человек знает, что необходимо сделать для реализации необходимого события. Это называется планирование достижения цели.

И, во-вторых, на основе субъективного опыта прошлого в сходных ситуациях. При этом схожесть ситуаций означает то, что у человека нет уверенности в реализации события. Он лишь предполагает, что если событие произошло при стечении неких объективных причин, то оно, возможно, произойдет и в данном случае. То есть на лицо исследовательская функция надежды. Я не знаю, но предполагаю, потому и действую именно так. Результат мне не известен, но я рассчитываю на него. Как видим, и в первом и во втором случае, надежда базируется на эмпирическом опыте человека, на его конкретных действиях.

Можно, конечно, рассчитывать еще и на стечение обстоятельств. Везло мне в карты, повезет и в лотерею. Вот-вот и я выиграю приз. Но и для этого, надо хотя бы для начала купить этот лотерейный билетик. Точнее надо купить не один, а множество билетиков и тогда, возможно, вы получите приз. Будет ли этот приз дороже стоимости билетиков, другой вопрос. Главное Вы выиграли и испытали чувство радости от выигрыша. Но все-таки, мне кажется, это будет другое чувство, чувство азарта, стремление поймать удачу за хвост. Можно конечно вкладывать поиски радости и в удачу и в стечение обстоятельств, но нам это надо? Зачем ловить неуловимое? Давайте искать то, что все-таки зависит от нас. На этом вопрос удачи оставим в стороне и пойдем дальше.

Предсказывая возможное развитие событий в сложившихся обстоятельствах, надежда играет роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего субъекту определять ее последствия и целесообразность. Как видим, надежда регулирует всю деятельность человека, устанавливая последовательность его конкретных действий, распределенную во времени. Именно надежда определяет, чего человек добивается своими конкретными действиями в настоящий момент времени. Он делает что-то, в надежде на скорую реализацию своих планов. Поэтому, надежда и регулирует деятельность человека. На что он надеется, того он и добивается. Следовательно, для проявления чувства радости необходимо, что бы цели действий человека основывались на вере, а его конкретные действия на надежде. Не будет человек действовать в безнадежной ситуации. А если уж действует, значит надеется на что-то.

Таким образом, поиск радости нам необходимо начать с определения того, во что Вы верим, а заканчивать тем, на что мы надеемся.

Во что мы верим?

Так как же найти то, во что мы верим, те самые глубинные корни, которые накладывают отпечаток, на наше безоговорочное отношение к тем или иным предметам и явлениям, в том числе и к такому явления как радость? Мысли, которые вспыхивают у человека в сознании, почти всегда являются отражениями на поверхности сознания некой виртуальной сферы психики. Как мы уже говорили, такие сферы формируется у человека в течение его жизни, в результате получения тех или иных знаний. Другими словами, это “истины”, принятые человеком на веру из окружающей его культуры, впитанные им от окружающих его людей. Они не могут являться теми самыми корнями, которые мы ищем. Они всегда являются производными от них.

Ловя эти отражения по одной (обращая мысленный взор на эти отражения) найти систему координат такой виртуальной сферы практически невозможно. Если что-то и будет возможно найти, то лишь субъективное отражение понятия радости человека, выраженное в словах. Что бы быть объективным, необходимо найти множество таких субъективных отражений, анализ которых сможет нас привести к построению более-менее объективного взгляда на понятие радости в неком пространстве, координатными осями которого и будут корни нашей веры в этом вопросе.

Потому бессмысленно анализировать только свои личные мысли по этому вопросу. Это надо делать только совместно. Но с чего-то все-таки надо начать. Я предлагаю начать с анализа мыслей людей по этому вопросу, а именно с афоризмов. Ведь афоризм и есть то самое личное отношение человека к рассматриваемому понятию, выраженное в словах. И принятие человеком за истину, умозаключений в форме афоризмов во многом составляет в его психике ту самую виртуальную сферу, которую мы исследуем.

Этот поиск я хочу начать с рассмотрения афоризма, высказанного писателем Константином Щемелининым, так как он во многом совпадает с темой данного выпуска.

“К худшему нужно готовить себя всегда, потому что оно более вероятно, чем лучшее; но если, все же, худшее не произойдет, тогда можно будет порадоваться лучшему, - однако, если готовить себя к лучшему, то, скорее всего, проиграешь, ибо оно не наступит, а если и наступит, то не принесет радости, потому что будет выглядеть в твоих глазах не как случайное везение, а как запланированный результат”. 

Надеюсь, Вы уже понимаете, что это умозаключение не является в полной мере истинной в последней инстанции, а является лишь личным отношением писателя к своему будущему и к понятию радости. Спорить с ним бесполезно. Он верит в то, что сказал. Потому я не буду этого делать, а выражу свое отношение к этому вопросу по ходу его высказывания.

К худшему нужно готовить себя всегда, потому что оно более вероятно, чем лучшееЖаль, но уже в самом начале высказывания просматривается вера автора в то, что зла в мире больше чем добра, худшего больше чем лучшего, плохого больше чем хорошего. Повторюсь, автор искренне верит, что это так. Ведь понятие “более вероятно” указывает именно на это. Больше зла, вероятность его осуществления выше и наоборот. МАТЕМАТИКА…

Я не верю в это. Я считаю, что если добра и не больше в мире, то по крайней мере его столько же в силу закона сохранения энергии. Коль уж мир устоял до сего момента и не развалился. Не больше его, но и не меньше. В этом вопросе ни господин Щемелинин мне, ни я ему доказать ничего не сможем. Мы можем лишь выразить разницу во взглядах по рассматриваемому вопросу. И каждый человек легко может определиться, какое из высказываний ему ближе. Они бездоказательны. Они принимаются на веру.

Что дальше: …но если, все же, худшее не произойдет, тогда можно будет порадоваться лучшему…”. Здесь можно сделать один вывод. Автор верит в то, что его действия (подготовка к худшему) в реальности не осуществиться. То есть он готовится, что-то делает, но рассчитывает на то, что его действия будут бесполезны, не нужны. Другими словами, он надеется на то, что его усилия будут потрачены напрасно.

На мой взгляд, такой подход отражает некоторое извращенное отношение человека к своим силам, к своему времени, к своей энергии. Я что-то делаю, трачу свое драгоценное время на то, чтобы затем порадоваться, что мои усилия были напрасны.  Не проще ли сразу, изначально тратить энергию на то, что меня в конце концов порадует.

С таким подходом можно ведь и каждый день готовиться к смерти. Одевать костюм, рубашку, белые тапочки. Стирать пыль с деревянного ящика, или же даже его пылесосить, гладить простынку и покрывало, начищать гвоздики. Можно еще проверять завещание и добавлять в него что-нибудь важное, готовить стол для гостей, баночки для слез и так далее, что бы встретить смерть во всеоружии. Этот перечень необходимых дел можно продолжить. Свободного времени точно не останется. Но за то какая радость посетит вечером, когда придет понимание, что сегодня смерть прошла стороной. И на утро, кстати, можно порадоваться, что ночью она решила также прогуляться где-то в другом месте и вновь начать приготовления.

Увольте. Такое отношение к себе меня не устраивает. Уж лучше я буду своими действиями, доставлять себе радость. Я буду хотеть ее получить и буду стремиться именно к ней. Я буду готовиться к тому, что радость обязательно меня посетит. Ну, если и не сейчас, то в ближайшем будущем.

Но продолжим, - “однако, если готовить себя к лучшему, то, скорее всего, проиграешь, ибо оно не наступит…”. Что же, жаль что Вы в это верите. Вы верите в то, что скорее всего не сможете добиваться того, к чему стремитесь. Вы заранее обрекаете себя на неудачу, на проигрыш. Неужели вся Ваша предыдущая жизнь, это всего лишь череда поражений? И Вы не верите в то, что можете выиграть?

Нет. Я верю в другое. Я верю в то, что если и не смог добиться чего-то сейчас, обязательно добьюсь этого в будущем, и… верю в то, что “скорее всего” не проиграю. Это моя вера, если Вы действительно считаете иначе, это Ваша вера. Зачем что-то доказывать? Определяйтесь сами.

“...а если и наступит (лучшее), то не принесет радости, потому что будет выглядеть в твоих глазах не как случайное везение, а как запланированный результат”. Что же, кому как. Возможно, Вы и не радуетесь когда добиваетесь своих целей, когда плодом Ваших усилий является именно то, что Вы хотели. А я радуюсь. Я радовался, когда поступал в ВУЗы и заканчивал их, я радовался, когда приобрел первый автомобиль, я был искренне рад, когда моя невеста дала мне согласие и стала моей женой. Я радовался когда родились мои дети. Я радуюсь вместе с ними их достижениям.

Этот список можно продолжать. Я радовался результатам, которые были не случайным везением, а результатом моих запланированных действий. И кто Вам сказал, что радость это случайное везение? Вы всю свою жизнь строите на везении? Вы никогда не добиваетесь ничего, что запланировано заранее? Я не такой. Я стремлюсь к своим целям и радуюсь когда достигаю их. Ну а если фортуна повернется ко мне лицом, я всегда с радостью поцелую ее в сахарные уста, отказываться не буду. Если же повернется другим местом, постараюсь дать пинка или на худой конец обойти ее J.

Каждый волен сам выбирать свое отношение к себе, к жизни, к радости и счастью. Какое отношение правильное, истинное, научное или какое-либо еще разве важно? С чем Вы идете по жизни, то и есть ваше. Идет другой человек по жизни с другим мировоззрением, верит в другие истины и идеалы, пусть себе идет. Он выбрал свою дорогу и свой путь сам. Возможно Вам и не по пути…

Поэтому в моей интерпретации этот афоризм будет выглядеть примерно так:

“К лучшему нужно готовить себя всегда, потому что оно более вероятно, чем худшее, так как Вы не пожелаете себе вреда и не будете стремиться к тому, что для Вас плохо. Если, все же, худшее произойдет, всегда останется надежда на то, что оно временно и в скором времени Вы добьетесь желаемого. И тогда можно будет порадоваться лучшему вдвойне, потому что оно произошло и потому, что произошло благодаря Вам вопреки кому-либо. Если же готовить себя к худшему, то, скорее всего, оно произойдет, ибо Вы своими же действиями приготовили для него почву. Оно обязательно наступит, и Ваша подготовка к нему все равно не принесет Вам радости, и будет выглядеть в Ваших глазах не как случайное везение, а как запланированный результат”. 


Комментарии   
# zergerenok 07.09.2009 11:00
Дизайн порадовал ) только вот в Опера 10 чуток смазанно смотрится ...
Ответить
# Неизвестный гость 02.05.2011 12:00
Спасибо, мудрый незнакомец! С уважением Елена
Ответить
# Неизвестный гость 08.09.2011 16:22
Да уж
Ответить
Добавить комментарий