Хочешь быть счастливым, будь им

Вопросы мировоззрения

А почему так важно мое личное отношение

Давайте поговорим о причинах, которые вынуждают рассмотреть первым именно вопрос личного отношения к радости. Почему надо не просто прочитать, но и задуматься. И даже более того, определиться со своим личным отношением к рассматриваемому вопросу.

Думаю, никто не будет спорить, что отдельные элементы психики человека, определяющие его поступки в жизни, могут быть обоснованы, подтверждены логикой, знаниями, жизненным опытом, а могут быть, и не обоснованы, то есть не подтверждаемые ничем, кроме того, что они просто есть, во всяком случае на данном этапе развития человека. Примеров таких необоснованных конструкций множество и, если разобраться досконально, может возникнуть вопрос, а каких конструкций у человека больше? Ответ, скорее всего, будет не в пользу подтвержденных убеждений. Но мы сейчас не об этом. Вопрос в другом.

Почему такие необоснованные конструкции, точно также как и проверенные человеком лично убеждения, в общем случае, могут ложиться в основу мировоззрения человека. Другими словами, почему необоснованные конструкции могут оказывать основополагающее влияние на процессы принятия решений и на отношение человека к рассматриваемым предметам и явлениям, другими словами на всю жизнь человека. Каким образом столь важнейшие понятия, могут быть не обоснованными, да и вообще, в целом существовать в психике?

Ответ прост, потому, что такие понятия, принимаются человеком на веру. А вера, как особое состояние психики человека позволят ему считать истинным, даже и непроверенные лично факты и явления. Например, “Бог терпел и нам велел”; “Счастье - что оно? Та же птица: Упустишь и не поймаешь”; “Скорбь безгранична, радость всегда имеет пределы” и так далее. Итак, вера, посмотрим, что это такое.

Что такое вера

Я не стал искать определение понятия веры в толковых словарях. Мне показалось, что это понятие замечательно расписано в словаре психологии, под общей редакцией А.В.Петровского (издание 1990 года). Здесь я приведу именно это определение, которое мы рассмотрим с точки зрения темы нашей рассылки.

Вера это:

  1. Особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут в дальнейшем выступать основой его “Я”, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

  2. “Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не означает, что истины Веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила Веры зависит от самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями” (Влоловьев).

На мой взгляд, лучшего определения и придумать нельзя. Все стройно, логично и прозрачно. Вера, это принятие в основу своего мировоззрения фактов, не подтвержденных эмпирически, то есть на практике. Я считаю, что ЭТО ТАК. Почему? ПОТОМУ ЧТО. Других обоснований нет. На то она и вера. Далее словарь дает нам научное подтверждение того, что вера напрямую связана с мировоззрением человека и с его психическим состоянием, называемым радостью.

“Вера всегда выступает как результат представления предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира”. У кого-нибудь есть сомнения в том, что это относится непосредственно к мировоззрению человека? Можете уточнить в любом словаре, что такое мировоззрение. Мы в данной рассылке не будем рассматривать это понятие. Но продолжим. 

“Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и в этой связи бесконечно многообразна в своих проявлениях. Если, например, предметом веры выступают явления окружающей действительности и изучающий субъект представляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеет место убежденность или вера в свою правоту, сопровождаемая обычно чувством радости, удовлетворенности и другими аффективными проявлениями”.

Здесь уже есть элементы, которые необходимо рассмотреть дополнительно. Во первых это связь веры и убежденности.

Вера и убежденность

С одной стороны, понятия, принятые на веру, и подтверждаемые на практике, становятся убеждениями. В психике человека убеждения, конечно, существуют и естественно оказывают влияние на жизнь человека.

С другой стороны, подтверждение на практике не всегда является действительным обоснованием какого-либо факта. Например, Солнце вращается вокруг земли или земля вращается вокруг солнца. Раньше люди были убеждены в одном, теперь в другом. Но и в том и в другом случае, взаимное перемещение солнца и земли подтверждалось людьми на практике, то есть получало чувственное подтверждение. Следовательно, эмпирический опыт, не всегда может свидетельствовать об истинности того или иного суждения. Раньше была теория Ньютона и геометрия Эвклида, потом пришел Эйнштейн и Лобачевский, и теории стали ложными, точнее частными случаями. То есть при определенном стечении обстоятельств это так, но в общем случае, это ложь.

Предыдущие инсинуации были направлены на то, что бы показать, что в общем случае, убеждения также базируются на определенных принципах и являются сродни понятиям, принятым на веру. У современного человека, основу его убежденности составляют вовсе не эмпирические подтверждения фактов, а в первую очередь, безоговорочная вера в научный принцип. Наука подтвердила, значит это так.

Возьму горящую головешку голой рукой, получу ожог, и наука мне популярно объяснит, почему это так. Но вот почему-то существуют некие люди, которые могут взять эту головешку без последствий для себя. Наука говорит, это исключения. Но подтверждения на практике не могут содержать исключений. Иначе это не будет подтверждением.

Следовательно, я должен сам проверить, а что я лично могу, и только после этого понятие, принятое на веру, превратится в истинное убеждение. Я лично проверил это на практике, это мой личный опыт и это мое личное убеждение. Переубедить меня в этом не возможно.  Иное дело убеждения, принятые на основе веры в научный принцип, они в принципе могут и изменяться. И примеров тому масса.

Следовательно, понятия, принятые на вере в научный принцип, в общем случае не являются убеждениями. Никакое научное подтверждение не может превратить понятие, принятое на веру, в убежденность. Это может сделать только личный опыт. Подтверждение наукой, а не личным опытом, означает только то, что рассматриваемое понятие принято на веру в научный принцип и не больше этого. То есть убеждений, без личного эмпирического подтверждения быть не может.

Вера и радость

При всем при этом, словарь дает нам еще и критерий реального подтверждения понятий, принятых на веру. А именно, подтверждение понятий принятых на веру, относящихся к предметам и явлениям окружающей действительности, сопровождается чувством радости. Не мало, не много, но чувство радости сопровождает факт эмпирического подтверждения некого принятого на веру понятия.

То есть я верю во что-то (мои личные ценности), это что-то получает реальное подтверждение на практике, от этого я испытываю чувство радости. Не так плохо, но если рассмотреть с другой стороны, в каком случае я не испытываю чувства радости? В том случае, если я верю в некие ценности, которые не получают подтверждения на практике. В этом случае, я буду испытывать некие другие чувства. Но что здесь первично? Мои ценности, принятые на веру или их практическое подтверждение?

На мой взгляд, первичны ценности. Практический опыт сопровождает всю деятельность человека, скажем так, без практического опыта невозможна сама жизнь человека. Но радость он испытывает далеко не всегда. А только тогда, когда некие понятия, принятые на веру, получают эмпирическое подтверждение. Именно они вызывают у человека чувство радости. Почему только они, почему не убеждения? Потому что, убеждения, как факты уже получившие подтверждение на практике ранее, становятся обыденными явлениями, само собой разумеющимися представлениями. Ну да, солнце всходит и заходит, цветы распускаются и вянут. Ну что здесь такого? Всегда так было и так будет. Повторное подтверждение какого-либо факта на практике может вызвать чувство умиления, удовольствия, удовлетворения, но не радости. Радость человек испытывает по конкретному поводу один раз, причем первый.

Таким образом, мы может утверждать, что убеждения не имеют отношения к чувству радости. Оно возникает в переходный момент между верой и убежденностью, в тот момент, когда понятия, принятые на веру, становятся убеждениями человека. В этой связи, мы можем исключить из нашего дальнейшего рассмотрения убеждения и сделать вывод, что радость всегда связана с верой, при этом вера во что-либо первична.

А какими же могут быть предметы и явления окружающей действительности, не подтвержденные на практике, то есть принятые на веру? Ведь именно они, исходя из нашего рассмотрения, могут вызвать чувство радости. Словарь дает нам такое определение.

“Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не в состоянии охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо отказывается в той или иной форме от познания, включая механизм вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их”.

Мы видим, что в случае отсутствия реального подтверждения на практике некого понятия, принятого на веру, человек не исключает его из рассмотрения, другими словами не удаляет такое понятие из психики. Вместо этого он включает ее различные механизмы в целях редуцирования неподтверждаемого психического элемента и согласования его свойств с другими, уже имеющимися там конструкциями, сохраняя при этом возможно даже и ложное понятие в своей картине мира. Совокупность принятых на веру таким образом элементов, может сформировать в психике  некую устойчивую виртуальную область, принимаемую человеком за истину, но никогда и ничем не подтвержденную на практике. В качестве примера, такой области, тот же словарь предлагает нам религиозную веру.

“Например, религиозная вера имеет близкое отношение к предмету, объектом которой выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества и множественности его проявлений и так далее. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. В этой связи особым предметом веры выступают не только развертывающиеся процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры”.

То есть предметом такой веры являются даже не сами процессы бытия, некие объекты и явления окружающей действительности, они естественно не имеют подтверждения на практике, но сами принципы, постулаты, на которых базируется вера в эти понятия. Другими словами надстройка, имеющая отношение непосредственно к человеку и окружающему миру принимается на веру без эмпирического обоснования, на основании того, что им уже аксиоматически приняты за истину некие первичные основы всей рассматриваемой виртуальной области психики.

Таким образом, в психике человека формируются как истинные области его убеждений, так и виртуальные области, принятые им на веру. Эти области относятся к мировоззрению человека и одинаково влияют на отношение человека к предметам, явлениям окружающей действительности или себя лично, да и вообще к любым жизненным ситуациям.

Естественно, вопрос религиозной веры является лишь одним из примеров такой виртуальной области. Нас же сейчас интересует другая область. Область, предметом веры которой является понятие радости. 

Невозможно человека переубедить в чем-то, лежащем на поверхности, если он имеет глубинные корни принятых на веру понятий. В том числе это относится и к вопросу происхождения радости. Вопрос голосования лежит на поверхности. Утерял ли человек радость, должен ли ее найти или что-то еще. С одной стороны ответ понятен и прост для каждого. Даже задумываться нет необходимости. С другой стороны, ответ никогда и никем не был подтвержден эмпирически.

У каждого человека свои корни личной, если так можно выразиться, убежденности в этом вопросе. Корни этой веры спрятаны в глубинных слоях психики каждого из Вас. Стоил ли спорить и переубеждать друг друга? Ведь, как мы уже говорили, эти понятия, принятые на веру, наравне с убеждениями составляют основу мировоззрения человека. Он отстаивает их, несмотря на “…силу внешних фактических и формально-логических доказательств”. То есть они лежат глубже логики и практики, на этих понятиях базируются все процессы принятия решений, не только продуманных, но и импульсивных.

Но зачем же тогда весь этот сыр бор? Ответ прост, искать что-то потерянное или нечто новое необходимо разными путями и способами. Но и на первом пути и на втором мы сможет найти нечто общее, что поможет выйти нам на глубинные корни веры человека в такое понятие как радость. Вот и давайте определяться, с поиска чего мы начнем, а поиском чего будем заканчивать, или продолжать…

 


Добавить комментарий